Лингвистические сказки
«Главные и второстепенные члены предложения»
Далеко, далеко, на краю света находилось царство. Оно было так далеко, что ни один человек не мог добраться до него. В этом царстве жили главные и второстепенные члены предложения. У них, как и в любом царстве, был свой король и своя королева. Все подданные выбрали именно их, потому что они являлись основой предложения. Все слуги подчинялись им и охотно выполняли их приказы. Короля звали Сказуемое, а королеву Подлежащее. Но иногда их слуги, т.е. второстепенные члены предложения, задавали слишком много вопросов, а звали слуг так: Определение, Дополнение, и Обстоятельство. Всего слуг было пятнадцать. И поэтому к концу дня у Подлежащего и Сказуемого сильно болела голова. Но слуги очень любили своих королеву и короля и поэтому быстро оставляли их в покое.
И жили бы они так же спокойно и дружелюбно, если бы не одно происшествие….
Однажды в одной из деревенских школ, которая ближе всего находилась к царству, шел самый обыкновенный урок русского языка. Учительница объясняла, что такое разбор предложения и как он делается. Закончив объяснение, она решила проверить, кто и как слушал. Она спросила одного мальчика, которого звали Вова. Она дала ему предложение: «Осенью птицы улетают на юг». Но как оказалось, Вова ее абсолютно не слушал. Он наговорил такого, что учительница пришла в ужас. Она хотела его поправить, но тут прозвенел звонок. Наступили каникулы. Все разошлись по домам, а в это время в
царстве начался переполох. Места короля и королевы заняли два Обстоятельства, а по законам царства все должны подчиняться королю и королеве. Раньше Подлежащее и Сказуемое могли составить свое предложение только из грамматической основы, которое являлось бы нераспространенным. Но теперь два Обстоятельства не могли этого сделать, так как «Осенью на юг» - это вообще не предложение. Нужно было спасать царство….
И тогда все стали думать о спасении. Но никто не знал, что делать. Тогда королева Подлежащее попросила своего верного слугу Обстоятельство узнать, где и что случилось.
Обстоятельство вернулось и рассказало королеве обо всем, что произошло.
Тогда, подождав до начала новой четверти, они отправились в школу.
Начинался урок русского языка.
Когда прозвенел звонок, вместе с ребятами вошли главные и второстепенные члены предложения. Они были настолько малы, что из никто не мог увидеть. И на этом уроке, когда учительница попросила Вову выполнить полный разбор предложения, он выполнил его очень быстро и правильно, так как за время каникул выучил все правила..
Король с королевой очень обрадовались и зажили опять точно так же, как и до происшествия, а некоторые жители царства даже заходили в эту маленькую деревенскую школу.
Щеголева Яна
Гимназия № 46, 5 класс
Учитель М.Пильская |