МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД Сценарий в двух действиях для школьного театра по повести итальянского писателя Марчелло Арджилли «Десять городов». Действующие лица: Ведущий Мэр города Поэтонии Директор типографии Судья города Поэтонии Девочка Катерина Родители Катерины Учитель в школе Директор школы Альфредо Сестра Альфредо Одноклассник Альфредо Массовка: рабочие типографии, полицейский, врач, одноклассники. Действие 1 Сцена 1 На сцене Ведущий. ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, друзья! Сейчас мы отправимся в путешествие по удивительным городам. Они так не похожи друг на друга! Ведь каждый город на свете, пусть даже самый маленький, обязательно чем-нибудь отличается от всех остальных. В одном городе, например, выпекают знаменитые душистые пряники, другой – славится прекрасным пляжем, в третьем – родился гениальный сказочник. А в каком городе живешь ты, читатель?.. И если дорога приведет меня когда-нибудь в твой город, я непременно зайду к тебе – ведь мне захочется узнать, понравилась ли тебе эта повесть. Всех городов на свете не счесть. Город любимый у каждого есть: каждый, быть может, не зная о том, строит свой город в сердце своем — строит, являя пример мастерства или бездарно, спустя рукава. Сразу не выстроишь. Строит года… Как непохожи сердца-города! Мысленно можно в любой заглянуть. Следуй за мной. Отправляемся в путь.
Первая остановка – город Поэтония. В этом городе все жители – поэты, и все изъясняются друг с другом не только изысканно вежливо, но стихами. Сцена 2 Ведущий уходит. На сцену выбегают возмущенные рабочие типографии с плакатами «Возмущенный до глубины души – к нам присоединиться спеши!», «Люди труда за себя постоят всегда!», «Позор! Такого беззакония еще не знала Поэтония!» Один из рабочих держит в руках объявление: « «С мая месяца сего года заработная плата рабочих и служащих будет увеличена на 20 %». ПЕРВЫЙ РАБОЧИЙ: Увеличивают зарплату без любви к нашему брату! ВТОРОЙ РАБОЧИЙ: Подобное объявление для нас оскорбление! ТРЕТИЙ РАБОЧИЙ: К нам обратились словами прозы! Они ответят за наши слезы. Друзья, в создавшейся обстановке прибегнем к поэтической забастовке! На сцене появляются мэр города и директор типографии. МЭР: Им, наверно, платят мало… ДИРЕКТОР ТИПОГРАФИИ: Только стачки не хватало! МЭР: Что вы! Что вы! Что вы! Что вы! Будьте к худшему готовы! ДИРЕКТОР ТИПОГРАФИИ:Неужели от досады станут строить баррикады? МЭР: Что вы! Что вы! Что вы! Что вы! Будьте к худшему готовы! ДИРЕКТОР ТИПОГРАФИИ: Как! Вынашивает кто-то замысел переворота? МЭР: Что вы! Что вы! Что вы! Что вы! Будьте к худшему готовы! Народ не погладит врага по головке. Страшнее не видел никто забастовки: сюда демонстранты явились с угрозой – в ответ говорить не стихами, а прозой! Мэр обращается к рабочим: Да, с вами поступили некрасиво. Негодованье ваше справедливо. Клянусь усами моего кота, что все поставлю на свои места. «Радуйтесь (мы вашу радость разделим): близко прощанье с дождливым апрелем, май на пороге – веселый, цветущий, увеличенье зарплаты несущий. Хочется верить – окажутся кстати двадцать процентов прибавки к зарплате». Сцена 3 На сцене папа и мама Катерины. К ним подходит радостная девочка. КАТЕРИНА: В сердце моем бесконечная сладость. Мамочка, папочка, вы моя гадость! Милые грабители, вашей милой крошке поцелуйте ручки, поцелуйте рожки. ПАПА И МАМА (в один голос): – Не везет так не везет! Отравила Новый год! Чтоб такое написать!.. Марш без ужина в кровать! КАТЕРИНА: Обещаю лучше быть папу с мамою убить! МАМА: Ох, судьба моя печальная! Катерина – ненормальная… Катерина в слезах убегает. Сцена 4. Катерина встречает подругу. ПОДРУГА: Катерина, в воскресенье Жду тебя на день рожденья! КАТЕРИНА: Ах, какая мне награда! Очень надо! Очень надо! Ты элегантней всех слоних: такого платья нет у них. Подруга поворачивается и уходит. Катерина плачет. КАТЕРИНА: Я от горя чуть жива: нахожу не те дрова. К девочке подходит полицейский. ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Что с тобой, хорошая моя? Отчего ты плачешь в три ручья? КАТЕРИНА: Я могу вам сказать, почему я печальная: все кругом говорят, будто я гениальная. Я сижу над уроками – не разгибаюсь. Виновата ли я, что всегда расшибаюсь? Полицейский вызывает скорую. Появляется врач. КАТЕРИНА: Рассказать давно хочу про болезнь мою рвачу, но, к несчастью, не бывала до сих пор у коновала… Полицейский берет девочку за руку. КАТЕРИНА: Верьте, я сама не рада… Я ошиблась… Вот засада!.. Можно было вас не звать: я хотела расстрелять… Полицейский уводит девочку за сцену. Сцена 5 Катерина стоит перед Судьей. Чуть поодаль – ее родители, врач, полицейский, подруга, одноклассники. СУДЬЯ: Обвиняемая виновна? Да или нет? Пусть правдивым будет ответ. КАТЕРИНА: Не виновата ни капли я, верьте мне, господин свинья! ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Не допущу такого позора. Требую смертного приговора! КАТЕРИНА: Я не совершила преступления, но готова попросить отмщения!
ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Хорошо известно многим: никогда я не был строгим, но сейчас, как никогда, буду строгим, господа. Я преступницы подобной, невоспитанной и злобной, разрази меня гроза, не видал вовек в глаза. Пусть найдут, что я жестокий, умоляю суд высокий внять призыву моему, посадить ее в тюрьму. Не на годик, не на десять — посолидней срок отвесить, в общем – что там говорить! к ста годам приговорить. КАТЕРИНА: Чем я вам не угодила? Даже если я убила, за решетку тем не менее за такое преступление не должны людей бросать Справедливей – забодать…: Нет, зачем же забодать! Я не то хочу сказать. Верьте слову моему: я мечтаю сесть в тюрьму. Вам не понять… Какой там оправдать! Я хочу кровать… Пятью пять – двадцать пять… Я не гениальная… Слово завиральное… Снова карнавальное… Рифма распроклятая! Разве виновата я? Вата… Не желаю автомата, мне нужны котята, ничего другого… Виновато слово! Мне нужна подкова, нет, обнова, нет, не слово — Ну конечно, слово! Как я бестолкова… СУДЬЯ: Тут кончается стишок, так что ротик – на замок! Да, преступление совершено, только насколько серьезно оно? Предположениям верить не станем, а в Поэтический Кодекс заглянем… Важное в Кодексе есть положение про поэтическое воображение: «Большее трудно назвать безобразие, чем поэтическое однообразие!» Предан душою и телом искусству, я доверяю в поэзии чувству. Так ли преступница непоэтична? Или она говорит непривычно? Я вам открою, что с ней происходит: нужного слова она не находит. Сердце добрейшее у Катерины. Для осужденья не видя причины, суд у нее извинения просит. Важно не то, что она произносит, важно, что думает! Так что в дальнейшем помните все о сердечке добрейшем. КАТЕРИНА: Не знаю, что б со мною было… Я понята! Как это хило! Я, как никто, была несчастна… Клянусь вести себя ужасно! Появляется Ведуший. ВЕДУЩИЙ: С этого дня Катерина уже не чувствовала себя несчастной. Родители поняли, что она их любит, и больше никогда ее не наказывали. У Катерины Завирального Слова, как ее с тех пор называли, появилось много друзей: всем нравились ее поэтические вольности, и ее приглашали играть, танцевать, звали на прогулку, и она, со своим обычным «очень надо!», принимала приглашения. Она стала всеобщей любимицей, что явилось еще одним подтверждением неоспоримой истины, древней, как Поэтония: важнее поэзия в сердце, чем на языке. Действие 2 Сцена 1 Ведущий на школьной доске пишет текст и произносит его вслух: ВЕДУЩИЙ: Насиление нашева города пережывает тижолый удар. Ксажилению мы вынуждины потвердитъ распространившийся па городу слухи о Чорнам банте. Эта будит удар для читателей, васобинасти для маладежи которая, сама атверженно прелагает все усилия к тому, что бы стать ещо лучше. Однако дурные премеры заразительны, и позорное питно лажицця на всех нас. бедная наша гордость, пращщай навсигда! Вспомнити славные вримина, кагда учитиля, которые приежжали в Громатеефку изза границы, умерали от разрыва серца. Вспомнити как круглые двоичники из других гарадов, приехаф к нам поражались нашим рикордам успиваемости. Эти прикрастные вримина навсегда ушли впрошлое и теперь мы заслуживаем всиопщева осуждения. «Малаццы, вы делаете успехи!» – похвалют нас, тагда как мы готовы будим сквось землю правалицца от стыда. Хотя перо отказывается писать, наш долг журналистаф обязывает нас описать трагический случай. Итак пириходим кфактам. Чорный бант, синвол, и гордость нашива города, сегодня в 12 часоф 57 менут… Что же за неприятное происшествие случилось в Нью-Грамотеевке? Достаточно дочитать заметку до конца – и вы все узнаете. Но поскольку вы не из нашего города и не достаточно владеете нашим языком, мы предлагаем вам продолжение заметки в переводе на русский язык. Сцена 2. Альфредо выходит на сцену ленивой походкой, навстречу ему идет его сестра. СЕСТРА: Еще рано, Альфредо, всего – навсего десять часов. Я опаздываю только на два часа. Глянь на север: уже заходит солнце. АЛЬФРЕДО: Дура! СЕСТРА: Почему ты меня вечно обижаешь? У всех людей есть самолюбие. Согласна, ты носишь Черный бант, мама и папа любят тебя больше, чем меня, учителя в тебе души не чают, все вокруг восхищаются тобой, но разве это справедливо – обзывать меня, как только я открою рот? Сцена 3 На сцене идет урок, у доски учител объясняет новую тему. УЧИТЕЛЬ: Как я вам только что сказал, Италия имеет форму пиджака. Столица Италии Неаполь насчитывает пятьдесят четыре миллиона жителей… Альфредо лениво заходит в класс и садится на свое место. Учитель вызывает его одноклассника к доске. УЧИТЕЛЬ: Сколько будет триста сорок восемь плюс сто двадцать семь? ОДНОКЛАССНИК: Четыреста восемьдесят шесть. УЧИТЕЛЬ: Стыдись! Ты почти угадал! Я ставлю тебе тройку с минусом. ОДНОКЛАССНИК: Синьор учитель, спросите у меня еще что-нибудь. Увидите, я исправлюсь. УЧИТЕЛЬ: Стоит ли терять время? Знаешь, какие отметки будут у тебя в табеле? Тройка с минусом по арифметике, двойка по географии, тройка по поведению, двойка по литературе. А теперь, дети, внимание! Приготовьтесь слушать, вам это будет полезно. Сейчас я вызову Альфредо. Могу ли я задать тебе два-три вопросика? Что же ты молчишь, Альфредо? Нет? Ну тогда иди к доске. Альфредо выходит к доске. УЧИТЕЛЬ: Альфредо, скажи мне, пожалуйста, как пишется слово «козел», через «о» или через «а»? АЛЬФРЕДО: Через «и». Кизил. УЧИТЕЛЬ: А теперь скажи, Нью-Йорк – река или озеро? АЛЬФРЕДО: Гора в Китае. УЧИТЕЛЬ: И последний вопрос: назови знаменитое сражение, выигранное Наполеоном. АЛЬФРЕДО: Лично я предпочитаю эклер. С заварным кремом. УЧИТЕЛЬ: Единица! ставлю тебе единицу! Молодец, Альфредо! Вы слышали? Берите с него пример. Альфредо гордость нашей школы, гордость Нью-Грамотеевки. Второго такого осла нет в нашем городе. В 14 лет он все еще в третьем классе. Шестой год подряд! Вам до него далеко. Он не ошибается, почти угадав. Он и не пробует угадать, потому что это бесполезно, ведь он ничего не знает, ровным счетом ничего. В этом году он снова выйдет в первые ученики от хвоста, заслужив единицы по всем предметам. Его табель не будет испачкан двойками, не говоря уже о тройках. Никто не заставит меня перевести его в следующий класс. Молодец, Альфредо! Иметь такого ученика, как ты, – большое счастье для учителя. Сцена 4 В класс входит директор. ДИРЕКТОР: Ну как наш Альфредо? – поинтересовался он. УЧИТЕЛЬ: Очень плохо. Мне пришлось поставить ему еще одну жирную единицу – мальчик ее, несомненно, заслужил. Он не сумел ответить ни на один даже самый простой вопрос. ДИРЕКТОР: Поздравляю, Альфредо, – сказал директор. – Продолжай в том же духе, и никто не отнимет у тебя этот почетный знак. (Показывает на черный бант на груди Альфредо). Скажи мне правду, – попросил директор, – как тебе удается быть все время первым? АЛЬФРЕДО: Очень просто. Я в руки не беру учебников, сплю сколько влезет, не слушаю, что объясняет учительница. ДИРЕКТОР: Молодец. Твоя сила воли вызывает восхищение. У меня тоже сын осел, но ему до тебя, к сожалению, далеко. Чтобы расшевелить его самолюбие, я всегда ставлю тебя в пример. «Не было случая, – внушаю я ему, – чтобы наш Альфредо позволил себе что-то понять. А с тобой это бывает». Ты не поверишь, но он и слушать не хочет, топает на меня ногами: дескать, надоел ты мне со своим Альфредо и вообще я не знаю, о ком ты говоришь. АЛЬФРЕДО: Люди забыли, что такое уважение, – с горечью заметил Альфредо. – Я из кожи лезу вон, чтобы завоевать Черный бант, а между тем находится мальчишка, который не преклоняется перед первым оболтусом в городе. ДИРЕКТОР: Ты сам не знаешь, насколько ты прав. АЛЬФРЕДО: Ошибаетесь. – Во всем городе нет большего болвана, чем я. Это единственное, что я понял. ДИРЕКТОР: Как ты сказал? АЛЬФРЕДО: Могу повторить. Я не слепой и прекрасно понимаю, что ошибки других – пустяки по сравнению с моими. Значит, другим болванам далеко до меня. ДИРЕКТОР: Как ты меня огорчил, Альфредо. Ты понял одну вещь – что ты глупее всех. Но ведь это в состоянии понять только мы, мы, которые недостаточно глупы! УЧИТЕЛЬ: Как ты мог? Почему ты что-то понял? АЛЬФРЕДО: Неправда! Я ничего не понял, честное слово! ДИРЕКТОР: Не выкручивайся. Кто оступился один раз, может оступиться и в другой. ОДНОКЛАССНИКИ: Он понял! Он понял! АЛЬФРЕДО: Простите меня! Я не хотел понимать, честное слово! Я больше ничего не пойму! Никогда! Ну, пожалуйста, не надо! . Директор снимает с Альфредо черный бант. Альфредо плачет. ДИРЕКТОР: Эту высокую награду получит тот, кто ее действительно достоин. ТВОЙ ГОРОД
Мы с тобой проделали много тысяч миль. Может, это сказка? Может, это быль? Написал я книгу, дал тебе прочесть. Сказка? В каждой сказке доля правды есть, и не надо путать вымысел и ложь… Но скажи, читатель, где ты сам живешь? Любишь ли свой город или день и ночь о другом мечтаешь? Рад тебе помочь. Я бы выбрал… Впрочем, выбор – за тобой. Выбирай по вкусу, выбирай любой. Город живописцев, зодчих, суперзвезд… Понимаю, выбор далеко не прост. Разве в мире только десять городов? Только ль Грамотеевка рай для дураков? Разве нет поэтов в Риме и в Москве? Разве им не тесно всем в одной главе?.. Может, этой книжкой я тебе помог самый лучший в мире выбрать уголок. |