Мартовскому Зайцу порядком надоело общество Чеширского Кота. Захотелось домой, в детство, к маминым колыбельным и бабушкиным пирогам. Неожиданно голова закружилась и ему вдруг привиделось… Представьте себе глухую заброшенную деревеньку. По обычаю, в центре деревни – на пересечении двух главных (и единственных) улиц находится колодец. Вода из него, впрочем, давно ушла. Рядом, на низенькой скамейке, сидит, задумавшись, древняя старушка. На расстоянии многих миль вокруг – ни души… Бабушка Марта с грустью вспоминает молодость. Сейчас в деревнях жителей почти не осталось, все они подались в город, и праздновать приход Весны некому. Нет, в городах проходят всеобщие мартовские гуляния и все веселятся… Но в старину именно в деревнях праздновали начало Весны с истинным размахом… Старшая внучка бабушки Марты, что уехала работать в Германию, рассказывала о тамошнем празднике Весны так. День богини Остары (День Госпожи) приходится на Весеннее Равноденствие, когда заканчивается Зима и начинается Весна. Древние кельты и германцы в этот день праздновали начало земледельческого сезона и почитали Остару как богиню плодородия. Возвращение Остары из подземного царства чествовали маленькими пшеничными булочками и крашеными яйцами, которые являлись символами новой жизни. Обычай выпускать птиц из клетки и тем самым приветствовать Богиню сохранился до сих пор. В этот день все радуются возвращению перелетных птиц – вестников настоящей Весны, а также празднуют первый приплод у овец. Остара - одна из самых "старых" богинь, ей поклонялись еще во втором тысячелетии до нашей эры! Средняя внучка – своенравная непоседа, окончив московский университет, часто вспоминала веселый праздник - Масленицу. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для русских, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А Масленица издавна называлась «мясопустом», потому что в эту неделю запрещалось есть мясо. В древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Для славян она долгое время была еще и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они напоминали солнце, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши предки на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей». На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. Понедельник - встреча. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим. Вторник - заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать». Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Четверг - широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: ледяные горы, балаганы, качели, катание на лошадях, карнавалы, кулачные бои, шумные пирушки. Пятница - тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами. Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки. В последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье – сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все навещают родственников и друзей, обмениваются поцелуями, поклонами и просят прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Младшая же внучка, самая любимая, вышла замуж в Персию и писала в письмах так. На день весеннего равноденствия приходится НАВРУЗ - восточный Новый год - праздник, который возник в доисламские времена как праздник весны. Старинные предания гласят, что праздник установил мифический царь Джамшид, который зажег первый новогодний костер. Во времена глубокой древности жители Междуречья собирались на Навруз в храмах огня. Праздник продолжался 13 дней и завершался выходом в поле. Упавшие на участников церемонии солнечные лучи считались знаком счастья и благополучия в течение предстоящего года. Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В «среду радости» (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов. В ночь перед Новым годом садятся за стол, на который ставят новую посуду. На праздничном ковре расставляют хафсин – семь предметов, название которых по-персидски начинаются на букву «син»: яблоко, чеснок, уксус, зерно, зеленые колосья, руту, плоды лоха. Эта пища символизирует плодородие природы и человека и служит своеобразным приношением Солнцу. Из всех зарубежных праздников Бабушка Марта уважала только один – французский праздник бабушек, который приходится на первое воскресенье марта. В этот день всем бабушкам и вообще женщинам старше 55 лет оказывается необыкновенный почет и уважение. Добрые французские бабушки, редко напоминающие старушек, принарядившись, в этот день пьют ликер, едят миндальные пирожные и, понятное дело, получают подарки. Год от года французские бабушки становятся все моложе и многие из них продолжают активно работать. Видимо, поэтому их праздник приходится на воскресенье. Хотя большинство французских бабушек видят своих внуков достаточно часто, они с нетерпением ждут «бабушкиного дня», когда все их дети и внуки собираются вместе. Бабушек в этот день ожидают цветы и подарки от любимых внуков и внучек. Бабушка Марта вздохнула. Внучки жили далеко и поздравить любимую бабулю с ее «профессиональным» праздником им было трудно… Мартовсий Заяц пожалел одинокую старушку. И вдруг понял: он полюбил эту бабушку, как родную!!! И Заяц, бросив все, отправился в путь… Самым правильным весенним праздником бабушка Марта все же считала свой, болгарский. Первый день весны болгары отмечают традиционным фестивалем в честь Бабы Марты – символической героини праздника солнца и уходящей зимы. Дети перед восходом солнца три раза обегают вокруг дома, выкрикивая: «Уходите, змеи и ящерицы, бабушка Марта идет!». Рано утром женщины выносят во двор красные платки, одежду и развешивают, чтобы «бабушка Марта рассмеялась». Мифологическая старушка отличается переменчивым, как погода в этом месяце, настроением, поэтому принято ее «задабривать»: преподносить друг другу «мартеницы» - амулеты и сувениры из красно-белой шерсти, изображающие мальчика Pizho и девочку Penda (красный цвет считается изгоняющим злых духов, белый означает долголетие и благополучие). До конца марта местные жители не расстаются со своими мартеницами, а добрые хозяева украшают куклами домашний очаг и плодовые деревья. С месяцем правления Бабы Марты связано множество поверий. Например, при виде зацветающей ветви необходимо привязать к ней свой мартовский талисман и загадать желание. Пролетающему аисту говорят: «Purvo shtastie za men!» - и верят в принесенную им удачу. Влюбленные первого марта договариваются о дне месяца, в который погода предскажет им отношения в будущем году… Когда окончательно стемнело, бабушка Марта вздохнула и медленно направилась к опустевшему дому. А там… ее ждал настоящий праздник! Жарко натопленная печь, горячий самовар, целый стол разнообразной выпечки и Мартовский Заяц, разливающий ароматный чай по фарфоровым чашкам! Бабушка Марта так растрогалась, что даже пустила слезу… Давно она не была так счастлива! А вместе с ней был счастлив и Заяц. Немного успокоившись и хорошенько подкрепившись (Мартовский Заяц постарался не на шутку!) бабушка Марта спросила: - Ну, тезка, чем ты меня еще удивишь? - А подарю я тебе, бабушка, книгу со сказками и легендами и даже почитаю вслух! Интересная оказалась книга. С удовольствием слушала бабушка. Больше всего ей запомнилась самая последняя легенда: ...Одна женщина потеряла корову и отправилась ее искать. Ушла в лес и заблудилась. Наступила зима, выпал снег. Марта так и не вернулась. А по весне люди увидели в лесу ледяную глыбу в виде женской фигуры. Но не успели ничего рассмотреть. Горячее солнышко растопило ее своими лучами, и она превратилась в живительный источник. Вода в нем была чистой, как слеза, и обладала целебными свойствами... С тех пор праздник Бабушки Марты – неотъемлемая часть народной болгарской культуры, пестрая и радостная весенняя сказка… |