Четверг, 2024-04-25, 4:30 AM

Приветствую Вас Гость

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Академия сказочных наук
Главная » 2009 » Июнь » 12 » Николай Константинович Рерих
5:25 AM
Николай Константинович Рерих
 Русский художник, ученый, философ, писатель и археолог
1874г. - 1947г.
Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой полони не XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.
    С детства будущий художник увлекается чтением исторических книг, любит слушать старинные предания, мечтает о путешествиях. У мальчика развивается богатая фантазия, пытливый интерес к древней Руси. В гимназические годы он участвует в раскопках курганов, тогда же у него проявляется способность к рисованию.
    В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.
    Познакомившись в 1895 году с В. В. Стасовым, который заведовал художественным отделом в Публичной библиотеке, Рерих начинает серьезно изучать древние летописи, книги, грамоты.
    Большую роль в формировании таланта юного художника сыграл его учитель А. И. Куинджи, в мастерской которого Рерих начинает серьезно работать над пейзажами с натуры, создает первые исторические композиции. В 1897 году Рерих в числе других учеников Куинджи покидает Академию в знак протеста против увольнения любимого учителя и продолжает работать над начатой серией картин на темы жизни древних славян, получившей название "Начало Руси. Славяне".
    Замысел серии чрезвычайно оригинален. Рерих не стремится воссоздавать определенные исторические события. И хотя он воскрешает минувшее на основе научных данных археологии, сущность его работ не в реконструкции далекой эпохи, а в поэтическом воплощении. Для творчества Рериха характерны богатая фантазия, эмоциональное восприятие старины, умение передать особый аромат древней эпохи.
    Из первых работ этой серии: "Гонец. Восстал род на род" (1897, ГТГ), "Сходятся старцы" (1899, ГРМ), "Поход" (1899, местонахождение неизвестно) — наиболее удачна первая. Через сумеречный колорит, мерцание лунного света художник выражает тревожное настроение надвигающейся опасности, предчувствие недоброй вести. Две другие работы "Идолы" (1901, ГРМ) и "Заморские гости" (1901, ГТГ; вариант 1902, ГРМ) Рерих создает в Париже, где некоторое время занимается в мастерской исторического живописца Фернана Кормона.
    В "Идолах" изображено языческое капище: за частоколом с черепами жертвенных животных, среди причудливых каменных идолов, в раздумье бродит старец-ведун, на полотне оживает мир славянских поверий, ощущается атмосфера древних таинств. Эта работа по живописному языку значительно отличается от более ранних. В ней появляются обобщенность формы, четкий рисунок, завершенность, внутренняя целостность композиции.
    Новые поиски образности особенно проявились в картине "Заморские гости", во всю силу представив колористический дар художника. Живописная поэма в ликующих красках воскрешает эпоху открытий неведомых стран. По синему морю среди зеленых островов плывут сказочные ладьи викингов. Стремительный ветер наполняет многоцветные паруса, с криком несутся навстречу белые чайки. Работая над картиной, Рерих своеобразно использует приемы народного творчества, добивается большой декоративности, звучности красок, создает жизнерадостное, праздничное произведение.
    В 1901 году художник возвращается в Россию и продолжает работать над славянской темой: "Городок" (1902, ГРМ), "Александр Невский поражает Ярла Биргера" (1904, ГРМ), "Город строят" (1902, ГТГ), "Славяне на Днепре" (1905, ГРМ) и другие. Несколько особое место занимает созданная в 1901 году картина "Зловещие" (ГРМ). Художник пишет пустынный берег, на огромных валунах под холодным небом мрачно темнеют силуэты воронов, вызывающих недоброе предчувствие.
    Летом 1903—1904 годов Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам, изучает архитектуру, живопись, прикладное искусство, знакомится с фольклором, народными танцами. Результатом поездки явилась живописная серия из девяноста полотен, на которых художник запечатлел памятники древнерусской архитектуры. В тонких по живописи работах чувствуется глубокое понимание характера древних памятников, восторженное отношение к вдохновенным творениям древнерусских зодчих. Одновременно Рерих выступает в печати, популяризируя древнерусское искусство, призывая к охране памятников старины, представляющих огромное национальное достояние.
    С 1906 года Рерих работает над своеобразным циклом картин-легенд о человеческой предыстории: "Каменный век" (1910, местонахождение неизвестно), "Поморяне. Утро" (1906, Картинная галерея в Горловке), "Человечьи праотцы" (1911, местонахождение неизвестно, позднее повторение — ГРМ). Типично для этой серии полотно "Человечьи праотцы". Рерих изобразил играющего на свирели славянина, вокруг которого на зеленеющих холмах мирно расположились медведи, зачарованные волшебными звуками. В этом цикле Рерих символически выразил свои философские взгляды, связанные с просветительскими идеями. Современному обществу он противопоставляет идеальный мир древних, где люди живут по законам добра и любви в гармоническом единстве с природой. Художник считал, что путь к преобразованию действительности лежит через нравственное усовершенствование человека и что этой цели должно служить светлое, очищающее искусство.
    В эти же годы Рерих написал ряд своеобразных исторических пейзажей, отразив пантеистические представления древних славян, одухотворявших природу, веривших в мистические силы, влияющие на жизнь человека. Таковы картины: "Вестник" (1914, ГРМ), "Звездные руны" (1912, местонахождение неизвестно), "Небесный бой" (1909, Англия; повторение — 1912, ГРМ). Полотна эти отличаются особой эмоциональностью, глубокой поэтичностью, вызывают ассоциации со сказочными образами.
    И, наконец, в предвоенные годы у Рериха появляются произведения со сложной символикой образа, фантастическими сюжетами, напряженной экспрессией чувства, обобщенным живописным языком. Это — "Крик змея" (1913, Псковский музей), "Град обреченный" (1914, местонахождение неизвестно); в них отразилось предчувствие трагических событий. Так, в картине "Град обреченный" художник изобразил белый город, вокруг которого сжимается кольцо гигантского огненного удава.
    Большой интерес представляет работа Рериха в театре над эскизами декораций. Особенно значительным оказалось оформление пьесы М. Метерлинка "Сестра Беатриса" (1914), драмы Г. Ибсена "Пер Гюнт" (1912), опер Н. А. Римского-Корсакова "Псковитянка" (1909) и А. П. Бородина "Князь Игорь" (1914). Рериху удались передать национальный колорит действия, подчеркнуть эмоциональный настрой спектакля. Самобытностью и поэтичностью отличается оформление балета Стравинского "Весна священная" (1913), к которому Рерих написал либретто на тему из жизни древних славян.
    Работает Рерих и в жанре монументальной живописи, выполняя эскизы к росписям гражданских построек и храмов. Наиболее оригинальна по замыслу и декоративной красоте—роспись церкви Св. духа в Талашкине (1911).
    Революцию художник встречает сочувственно. Рерих входит в состав комиссии по делам искусств, созданной в марте 1917 года по инициативе и под председательством А. М. Горького
"Заморские гости"
   . В мае 1917 года, в связи с тяжелым заболеванием легких, художник вынужден уехать на Карельский перешеек. Весной следующего года при наступлении интервентов он оказался за рубежом.
    В 1918 году Рерих совершает поездку по Финляндии, Норвегии, Дании, Англии с выставкой своих произведений, а в 1920 году едет в Америку, где его работы пользуются особенно большим успехом. Здесь мастер развивает широкую просветительную деятельность: пропагандирует русское искусство, организует Художественный университет, Союз художников, Международный художественный центр "Венец мира", цель которого — культурное сотрудничество народов разных стран. В 1923 году по инициативе поклонников таланта русского живописца создается Музей Н. К. Рериха.
    В том же году художник покидает Америку. Через Италию и Швейцарию он едет во Францию, а оттуда морским путем — на Восток, решив осуществить давнюю мечту — путешествие по Индии и Центральной Азии. Необычная экспедиция продолжалась в течение пяти лет. Группа Рериха перешла Гималаи, проследовала по малодоступным районам Центральной А .яти; в мае 1926 года путешественники пересекли границу СССР и побывали в Москве. Рерих встретился с А. В. Луначарским и подарил Советском правительству несколько своих работ. Летом 1926 года художник — на Алтае, затем через Сибирь едет в Монгольскую Народную Республику и путешествует по пустыне Гоби, Цайдаму, Тибету, через Гималаи — к начальному пункту маршрута — городу Дарджилингу. Путешественников подстерегало много опасностей, неоднократно чинились препятствия. Во время вынужденной зимовки на нагорье Тибета они едва не погибли от холода и голода. Но на протяжении всего пути Рерих продолжает работать даже в самых сложных условиях, в результате из экспедиции он привозит около пятисот полотен и эскизов. Огромны были и научные результаты: основательно изучены памятники искусства, древние рукописи, обряды и предания, религиозные культы. С целью обработки собранных материалов Рерих в 1928 году в долине Кулу (Западные Гималаи) организует Гималайский институт научных исследований. С 1930 года, после непродолжительной поездки в Америку, долина Кулу становится постоянным местом жительства семьи Рериха, и сюда к художнику приезжают видные писатели, государственные деятели Индии.
    Произведения Рериха, созданные в Индии, чрезвычайно разнообразны. В 20-е годы он работает над циклом, непосредственно связанным с изучением древней восточной философии и проблемой этики. Рерих создает образы тех, коих считал проповедниками печных норм нравственности — Магомета, Будды, Христа, философов Конфуция, Лао-Цзы и др. К этой серии близки религиозные картины — "Сострадание", "Мадонна труда". Особое место занимает полотно "Явление срока". Мастер изобразил гигантскую голову мудреца: черты лица обладают сходством с В. И. Лениным. С именем вождя русской революции художник связывал мысль об освобождении народов Востока.
    Однако основные работы Рериха 20—40-х годов — это пейзажи. которые, как правило, характерны большим философским содержанием. В них Рерих воспевает величие, вечную возвышенную красоту природы, которая облагораживает человека. Восточным Гималаям живописец посвятил более шестисот произведений и создал красочную эпическую поэму об этих горных хребтах. Среди них такие полотна, как "Помни!" (1945, ГРМ). "Гималаи. Ледники" (1937, ГРМ), "Гималаи, Нанда-Деин" (1941, ГРМ). эти работы исполнены темперой. Рерих не ограничивается творческой деятельностью, он ведет большую общественную работу, является членом сорока культурных организаций мира. Одним из самых значительных начинаний художника был знаменитый "Пакт Рериха" — договор, по которому ценные памятники должны оставаться неприкосновенными в годы войны. Итогом борьбы за внедрение в жизнь "Пакта" явился заключительный акт Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, подписанный в 1954 году в Гааге и ратифицированный тридцатью девятью странами.
    Умер художник в Индии. На месте кремации в долине Кулу установлен памятник.
50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. С.276
Категория: Наша энциклопедия. Сказочники. | Просмотров: 2306 | Добавил: Людмила | Теги: Николай Константинович Рерих | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Сказки, шагнувшие через столетия [23]
Сказки, присланные на конкурс, организованный Государственной детской библиотекой им. С. Бегалина г.Алматы
Академия сказочных наук. Дети. [338]
Детское отделение
Хочу поделиться... [47]
Вы прочитали новую сказку? Какою-то интересную историю? Открытыли с тарую сказку? Вам хочется рассказать о своих впечатлениях? Значит. вам сюда!
Академия сказочных наук. Взрослые. [306]
Взрослое отделение
Наша энциклопедия. Сказочники. [74]
Сказочники всех времен и народов.
Конкурс на лучшую экологическую сказку [67]
Наш кинозал [12]
конкурс на лучшую рождественскую сказку [94]
Сказочная пряжа Елены Веретено [22]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Календарь
«  Июнь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Любимая сказка моего детства
Всего ответов: 2474
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright Академия сказочных наук. Интернет-портал "Детство-kz"© 2024
    Бесплатный хостинг uCoz