ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич - (1883 - 1945), российский советский писатель, поэт и журналист. Родился 29 декабря (10 января н.с.) в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика. Был воспитан отчимом А.Бостромом, либералом и наследником "шестидесятников", к которому ушла мать А.Толстого, женщина образованная и не чуждая писательству. Детские годы прошли на хуторе Сосновка, принадлежавшем отчиму. Первоначальное образование получил дома под руководством приглашенного учителя. В 1897 семья переезжает в Самару, где будущий писатель поступает в реальное училище. Окончив его в 1901, едет в Петербург, чтобы продолжать образование. Поступает на отделение механики Технологического института. К этому времени относятся его первые стихи, не свободные от подражания Некрасову и Надсону. В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1908 написал книгу стихов "За синими реками" - результат первого знакомства с русским фольклором. К этому времени относятся и первые прозаические опыты - "Сорочьи сказки". На раннее творчество Толстого оказал влияние М.Волошин, который в те годы был с ним дружен. В 1909 написал первую повесть "Неделя в Тургеневе", вошедшую позднее в книгу "Заволжье". Затем вышли в свет два романа - "Чудаки" и "Хромой барин". Произведения Толстого привлекли внимание М.Горького, который увидел в нем "...писателя, несомненно крупного, сильного..." Критика тоже благосклонно оценила его первые публикации. Первая мировая война меняет планы Толстого. Как военный корреспондент от "Русских ведомостей" он находится на фронтах, побывал в Англии и Франции. Написал ряд очерков и рассказов о войне (рассказы "На горе", 1915; "Под водой", "Прекрасная дама", 1916). В годы войны обратился к драматургии - комедии "Нечистая сила" и "Касатка" (1916). События Февральской революции вызвали его интерес к проблемам русской государственности, что побудило его заняться историей петровских времен. Много времени уделял работе с архивами, стремясь открыть подлинную действительность того времени, образы Петра I и его окружения. Октябрьскую революцию Толстой воспринял враждебно. Продолжает работать - в 1918 в его творчестве появляется историческая тема (рассказы "Наваждение", "День Петра"). Осенью 1918 года уезжает с семьей в Одессу, оттуда - в Париж. Становится эмигрантом. О своей жизни в тот период Толстой напишет: "Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины... не нужным никому..." В 1920 была написана повесть "Детство Никиты". В 1921 "перекочевал" в Берлин и вошел в сменовеховскую группу "Накануне" (общественно-политическое движение русской эмигрантской интеллигенции, отказавшейся от борьбы с Советской властью и перешедшей к ее фактическому признанию). Бывшие друзья отвернулись от А.Толстого. В 1922 в Берлин приехал М.Горький, с которым установились дружеские отношения. В берлинский период были написаны: роман "Аэлита", повести "Черная пятница" и "Рукопись, найденная под кроватью". В 1923 году, после долгих уговоров со стороны самого высшего руководства СССР, Толстой возвращается на родину. Среди написанного после возвращения выделяется прежде всего трилогия "Хождение по мукам" ("Сестры", "Восемнадцатый год", 1927 - 28; "Хмурое утро", 1940 - 41). К трилогии тематически примыкает повесть "Хлеб" (1937). В период масштабных репрессий 1937 – 1940 годов, Толстой безуспешно старался занимать нейтральную позицию, и его подпись периодически все-таки появлялась под документами требующими «беспощадно выжигать врагов народа из рядов советской интеллигенции». Значительным достижением А.Толстого стал его исторический роман "Петр I", над которым он работал в течение шестнадцати лет. Во время Отечественной войны часто выступал со статьями, очерками, рассказами, героями которых были простые люди, проявившие себя в тяжелых испытаниях войны. В годы войны создает драматическую дилогию "Иван Грозный" (1941 - 1943). А. Н. Толстой умер 23 февраля 1945 в Москве. Буратино и его "Старший братец" В литературной стране, в которой собраны все герои, придуманные писателями, живут два длинноносых деревянных человечка - Пиноккио и Буратино. История появления на свет и того, и другого одинакова - оба были вырезаны старым мастером из чудесного говорящего полена. Одинаковы и первые приключения этих героев: деревянный человечек убежал из дома, попал в кукольный театр, помешал представлению, в наказание чуть было не был брошен в горящий очаг, но затем получил пять золотых монет, которые у него украли Лиса и Кот. А вот дальнейшие приключения Пиноккио и Буратино совсем разные. Почему же так получилось? Почему эти два героя из двух книг и похожи, и непохожи друг на друга? В этой паре - Пиноккио и Буратино - старший Пиноккио. Ведь сказка о нем под названием "История одной марионетки" появилась в Италии в первом номере еженедельника "Детская газета" в 1881 году (118 лет назад!). Из номера в номер в газете печатались увлекательные приключения Пиноккио. Автор сказки уже и хотел бы завершить историю своего героя, но маленькие читатели требовали: "Еще, еще..." - и только в 1883 году заканчивается публикация сказки. В этом же году сказка вышла отдельной книгой, и называлась она "Пиноккио[P1]. История одной марионетки". А теперь пора сказать, кто придумал деревянного человечка. Это был итальянский писатель Карло Лоренцини, который для печати взял себе литературное имя (псевдоним) Коллоди в честь небольшого городка, где прошло его детство. Будущий писатель Карло Коллоди родился в 1826году во Флоренции, в семье повара, в22 года начал писать книги, а в 55 лет придумал Пиноккио и стал всемирно знаменитым. Благодаря писателю и его герою прославился и городов Коллоди. Там был поставлен памятник деревянному человечку, а на памятнике была высечена надпись: "Бессмертному Пиноккио - благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет". Среди читателей "Приключений Пиноккио" был и русский писатель Алексей Николаевич Толстой (годы его жизни 1883-1945). Толстой решил пересказать книгу Карло Коллоди по-своему. В предисловии к своей сказке, которую он назвал "Золотой ключик, или Приключения Буратино", писатель заявил, что читал "Приключения Пиноккио" в детстве, часто пересказывал историю деревянной куклы своим товарищам и выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. Но на самом деле это не так. Толстой был уже взрослым человеком, когда впервые прочел сказку о мальчике из полена. Просто писатель, работая над пересказом "Пиноккио", вспомнил собственное детство, свои детские забавы и мечты о необыкновенных приключениях, поэтому его Буратино очень похож - на кого бы вы думали? " да на самого Алешу Толстого, каким он был в детстве. Конечно, историю о золотом ключике писатель придумал, но вот характер Буратино очень напоминает его собственный. Вспомните: Буратино - мальчишка ужасно непоседливый и любопытный. Он проткнул своим длинным носом холст с нарисованным очагом, который был в каморке папы Карло, и через дырочку разглядел потайную дверку. К ней-то и подошел потом, в конце сказки золотой ключик! В книге Карло Коллоди "Приключения Пиноккио" в каморке отца героя (которого зовут не Карло, а Джепетто) на стене тоже был нарисован горящий очаг, но писатель больше ничего о нем не говорил. А Алексей Толстой, читая сказку Коллоди, обратил внимание на этот очаг и решил как бы вместе со своим героем заглянуть за него - и в результате появилась новая сказка! Сказочная повесть Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" впервые была напечатана на страницах газеты "Пионерская правда" в 1935 году, а отдельной книгой вышла в 1936 году. Значит, Буратино хоть и не такой "старый", как Пиноккио, но возраст его тоже почтенный - ему чуть больше шестидесяти лет. http://www.biografiya.ru/people/T/TolstoyAN.html |