Предлагаем познакомиться с фрагментами олимпиадных работ участников эвристической олимпиалы по литературе, которая состоялась в сентябре 2007г.
Сосновский Роман, 4 В класс МОУ Гимназия №6 г. Лангепас
В лес по осени печальной, В листопадную пору,. Заглянул колдун печальный Как-то рано поутру. Показалась зелень мрачной На девичьих деревцах, Всем сменил наряд невзрачный На парадный, просто: "АХ!" Позолочены берёзы, Красновато блещет клён, И рябина вся в серёжках, Пестротою дуб силён. Одарил он всех нарядом В ту осеннюю пору. Все блестят друг с другом рядом В разукрашенном бору.
Семин Сергей, 7 "Г" класс, школа N6, г.Муром
Розетка. У неё по детски весёлый взгляд, глаза её, как чёрные шарики, глядящие на нас из глубины "розеточной" души. Неуклюжий вид Розы даёт понять нам, что она очень медлительна и слабоумна. Она не разу в жизни не слышала, что такое спорт, поэтому её круглая голова растёт прямо из тела, не имея шеи. Нос на лице у Розетки очень маленький и приплюснутый. При встрече со знакомыми она всегда прячет свои руки за спину. Ей стыдно так как они очень слабые и совсем не имеют "электрической массы" . Тело её на столь тяжёлое, что ноги уходят глубоко в него. Роза совсем не любознательна и ленива, за всю свою жизнь она видела лишь одно помещение-комнату. Но Розетка очень добра и если мы попросим её помощи, она ни когда нам не откажет.
Еремеев Алексей, 11 "А" класс, школа №110, г. Казань
Уважаемые участники и гости конференции "Отрицательное воздействие мира сказок на формирование личности юного читателя"! Сегодня мы собрались здесь, чтобы привлечь внимание педагогической общественности, научного сообщества к такой важной проблеме, как вредное воздействие сказок на детей. Дети - будущее нашего государства, от того, что они читают и как они интерпретируют прочитанное, зависит роль и авторитет нашей страны в мире. Согласитесь, сказки - любимое чтение подрастающего поколения. А ведь вред, который приносит это чтение, трудно оценить! Волшебство в сюжетной канве большинства народных и литературных сказок, в первую очередь, олицетворяет легкое достижение цели, а соответственно, безделие и праздность. Волшебные палочки, ковры самолеты, золотые яблоки - яркий тому пример. Также хочу обратить ваше внимание на такой аспект, как воздействие сказок на детскую психику. Смерть главного героя ("Колобок"), прогулки по лесу, населенному хищниками ("Красная шапочка"), схватки с животными неизвестного происхождения ("Змей Горыныч") непременно могут оставить след в неокрепшей душе ребенка, ранить ее. Искаженное представление об окружающем мире, природе, явлениях - это также последствия, вызванные чрезмерным погружением в мир сказок. Почему идет снег? Бабушка Вьюга взбивает перины. Почему ненастье? Небо заволокло тучами? Сердится Чудо-Юдо на купца, сорвавшего Аленький цветочек. Серый волк проносит Иван-Царевича над землей. Спящая красавица спит непробудным сном неимоверное количество лет, а Кащей - тот и вовсе бессмертен. О каком научном мировоззрении можно говорить, если народная фантазия и талант писателей и поэтов в течение сотен лет вытесняет из детских голов способность к естественно-научному мышлению. А язык сказок? Зачины, присказки, постоянные эпитеты - это же чистой воды гипноз. Учеными доказано, что во время чтения сказки мозг ребенка начинает активно управлять процессами торможения. А если предположить, что большинство советских граждан читают своим детям сказки на ночь, то вывод становится очевиден: погружение в сон становится опасным симптомом. Утром такой ребенок продолжает находиться в состоянии гипнотического вакуума, он вялый, сонный, он фактически еще спит под музыку этих "Жили-были…", "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…". В итоге: учебный процесс нарушается, общественная полезная деятельность игнорируется. А ведь будущий строитель коммунизма должен быть непременно активен и каждую минуту жизни использовать на пользу своего государства! Таким образом, уважаемые гости и участники конференции, позвольте огласить проект резолюции: 1. Сказки, их чтение, пропаганда в печати и издание печатной продукции сказочного содержания - все это вредоносным образом препятствует духовному и интеллектуальному развитию юных граждан нашей страны. 2. Необходимо развертывание масштабных общегосударственных мероприятий в школах, детских садах, пионерских лагерях под девизом "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Реформировать сказки в реалистические произведения!
Филипова Екатерина, ученица 9 а класса МОУ СОШ №4 с.Раевский Республики Башкортостан
Шестиклассник Ванечка разучился летать. Он пробовал вновь и вновь оттолкнуться левой ногой, оттолкнуться правой ногой, даже двумя пробовал, но ничего не получалось. Ванечка злился, даже чуть не заплакал от злости, но так и не смог взлететь. Он устало вздохнул, подобрал портфель и, согнувшись, неторопливо побрел к дому. А началось все с того, что Ванечка шел со школы в плохом настроении - осень, невероятная грусть по прошедшим каникулам, да еще и двойка по географии. Двойка была вообще ни за что - подумаешь, забыл, где находится река Ганг. Да и вообще этот Ганг его не интересует. А вот если бы его спросили, где находится Волга!.. Он бы знал! Про Волгу он учил, а вот про Ганг не стал. Дорога домой шла через парк. Ванечка лениво пинал опавшие золотистые листья, ломал ветки и думал, что же сказать по поводу двойки. Как, как он объяснит родителям (а особенно папе), отчего про Волгу он выучил, а про Ганг нет. Ну не поймут они его мятежную душу - про Ганг он не учил из патриотических соображений. Ну, зачем ему знать, где находится Ганг, если всю свою жизнь он собирается прожить в России? Ванечка с горя купил эскимо и, усевшись на скамейку, лениво его жевал. Потом он решил, что о плохом можно и не думать, и так положение не самое радостное. Рядом со скамейкой прыгал маленький серый воробей. Ванечка посмотрел на него и горестно вздохнул. Везет же ему, пернатому, в школу ходить не надо, а уж знать, где находится пресловутая река Ганг вообще не нужно. Летаешь себе целыми днями, никому ничего не должен, и здороваться с географичкой Марьей Семеновной не обязательно. И тут Ванечке пришла в голову мысль - а почему люди не летают, как птицы? Ведь это не так уж и сложно, рассуждал он, просто надо хорошенько оттолкнуться от земли, подпрыгнуть, а потом двигать руками, будто плывешь, и летишь себе спокойненько. Не хочешь сидеть на географии? Открыл окно и полетел домой. Поел, посмотрел мультики, поиграл в компьютер, ну и уроки можно сделать на крайний случай. Удобно! А главное, никто не придерется, почему это он с географии сбежал. А он и не сбегал вовсе, он улетел. Ванечка доел мороженое, положил портфель на скамейку и огляделся. Парк был абсолютно пуст. Он подпрыгнул и замахал руками. Нет, не выходит, подумал он, это все мороженое, к земле тянет. Потом попробовал еще раз, и еще, и еще... На десятый раз он все-таки взлетел. *** Только-только закончилась биология, следующим уроком должна была быть география. Ванечка на глазах у изумленного класса открыл окно, выпрыгнул и полетел. Лететь было легко, воздух сам по себе держал Ванечку. Он прилетел домой, пообедал, посмотрел телевизор - передачу о городах на Волге. Потом сладко зевнул и пошел поспать. Проснулся он от звонка домашнего телефона. - Да, - взяла трубку мама. - Да, Ванечка дома, а что-то произошло? Как? Сбежал? Ну, хорошо, я поговорю с ним. Да-да. До свидания, Эвелина Федоровна. Ванечка шмыгнул носом. Сейчас придется объяснять, чего это он с географии сбежал. Хотя он и не сбегал вовсе, а улетел. Только попробуй объяснить это маме! Ванечка притворился, будто спит. Мама не стала его будить. Наверное, подумал Ванечка, решила завтра поговорить, после работы. На следующий день Ванечку вызвала к себе завуч Эвелина Федоровна.
*** - Ванечка, что за проделки? Зачем ты с урока географии сбежал? - отчитывала его завуч Эвелина Федоровна. - Неужели ты не понимаешь, что надо знать географию? Ну вот хотя бы где находится Волга, - сказала она и задумалась. Видимо, Эвелина Федоровна в свое время тоже географию не любила, потому что сказала: - Волга. Ну и Дон еще, и Каспий. И... ну, да не в этом дело. Объясни, Ванечка, зачем ты сбежал? И Ванечка объяснил. Во-первых, что он вовсе не сбегал, он из окошка улетел. Во-вторых, где Волга находится, он знает прекрасно, а вот про Ганг вообще слышать не хочет. Эвелина Федоровна покачала головой, усмехнулась и сказала: - Улетел, значит? Из окна? Ай-яй-яй, Ванечка! Не стоит меня, взрослую даму обманывать, да еще и таким глупым образом. Да и про Ганг все же знать не помешает. Ванечка покачал головой, мол, совсем он никого не обманывает, а летать он научился три дня назад. Это же элементарно - главное, посильнее оттолкнуться. Эвелина Федоровна хихикнула, и сказала: - Ладно. Раз уж ты так стоишь на своем, то я просто лишу тебя дара летать. Чуфыр-муфыр. Иди, Ванечка, и больше с урока не улетай. Ванечка пошел домой через парк, и опять попробовал взлететь. Никак! Наверное, Эвелина и впрямь была колдуньей, и Ванечка на нее обиделся. Ишь, сама не летает и другим не дает. *** P. S. Эвелина Федоровна все обдумывала Ванечкину фразу, что надо оттолкнуться посильнее, и взлетишь... "А что, почему бы не попробовать?" - порассудила она. Не захотела сидеть на скучном педсовете, прыг в окно - и улетела. И никто ничего не выговорит. На десятом по счету прыжке Эвелина Федоровна все-таки взлетела. 31 октября 2007 г. , Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: list@eidos.ru |