Автор: Малахова Оксана Владимировна, учитель-дефектолог, КГУ "Общеобразовательная средняя школа № 24", г.Темиртау, Карагандинская область, Республика Казахстан
Тема: «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волков Цели: • Организовать деятельность уч-ся по расширению читательского кругозор произведениями советских писателей- сказочников, • познакомить учащихся с творчеством А.М. Волкова и его сказкой «Волшебник Изумрудного города», развитие умений анализировать содержание сказки, давать характеристику героям, их поведению, поступкам; умение давать описание пейзажа. Задачи: • корректировать устную связную речь, звукопроизношение, дикцию; • развитие коммуникативной культуры уч-ся, зрительно-слухового восприятия, памяти, наблюдательности, логического мышления, умений рассуждать, делать выводы и обобщения; • воспитание норм нравственности через определение проблемы, поставленной в художественном произведении, эмоционально развитого читателя, • приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.
Форма проведения: педагогическая мастерская. Оборудование: портрет А.М. Волкова, книги писателя, карточки с чистоговорками, аудиозапись стихотворения «Где-то скрипит половица», фрагмент песни «Песня о волшебниках», DVD -плейер, диск «Волшебник Изумрудного города», телевизор, таблицы для артикуляционной гимнастики, ромашка с лепестками, ключик, текст сказки, разделенный на несколько законченных частей, пазлы «Изумрудный город», бабочки- желания, изображения героев сказки: Элли, Страшилы, Дровосека, Трусливого Льва, Тотошки.
Ход мастерской 1. Индуктор • Звучит «Песня о волшебниках» (фрагмент) • Звучит аудиозапись стихотворение «Где – то скрипит половица…». - Кто приходит к нам в стихотворении? - Какое настроение, состояние души вызывают эти строки? - Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете? - Кто такой волшебник? Какими качествами должен обладать волшебник? - Какие бывают волшебники? - Какие чудеса может выполнить добрый волшебник? А злой? (вывешивается рисунок волшебника)
2. Самоконструкция - Какие слова - ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «ВОЛШЕБНИК». Запишите на лепестках, которые лежат у вас на партах. Какие слова вы записали? (Учитель на доске записывает ответы детей) + на доске: ромашка с центром + лепестки - Прочитайте. Пополните свой список словами других детей, понравившимися вам. Социоконструкция (дополнение своего ряда словами других учащихся) Итог: волшебник, его качества
3. Артикуляционная гимнастика. - А чтобы волшебник мог произнести свои магические заклинания , он разогревает свой артикуляционный аппарат. Цель: подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшей работе. • Прочитайте гласные на одном выдохе с усиление голоса три раза: шепотом, тихо и громко. А - У – О - Э - Ы О – У – А – Ы - Э А – У – Ы – О – Э
• Прочитайте чистоговорку: РИ-РИ-РИ - ржаные сухари РЕ-РЕ-РЕ - домик на горе РЯ-РЯ-РЯ - румяная заря АРЬ-АРЬ-АРЬ – рваный календарь.
• Прочитайте чистоговорку: Гроздья рябины на солнце горят. Рябит от рябины в глазах у ребят. • Зоя Зине принесла бузину в корзине. ▲ Филипп к печке прилип. Итог: зарядка моему язычку.
4. Объявление темы • На доске: портрет Александра Мелентьевича Волкова - Посмотрите на портрет этого человека? - Что вы можете сказать о его эмоциональном выражении, посмотрите на выражение глаз, лица. - Каков его характер? - А хотите узнать, что это за человек, чем он занимается, какие сказки написал? Итог: Александр Мелентьевич Волков. • Чтение текста о творчестве А.М. Волкова Цель: прочитайте текст о творчестве писателя: с. 213. Итог: что это за человек? Чем он занимался? Какие сказки он написал? Герои его сказок? • Выставка книг писателя. Итог: какие книги вы читали? Может, смотрели фильмы и мультфильмы? А вы знаете, что по его книгам были изданы фильмы и мультфильмы? Все эти книги вы можете взять в нашей библиотеке и прочитать понравившиеся.
5. Разрыв • Просмотр фрагмента мультфильма «Волшебник Изумрудного города»: - Как называется мультфильм, которые мы только что с вами посмотрели? - По какой сказке он снят? - Кто автор? Итог: мультфильм - как называется, по какой сказке снят? Кто автор сказки? • Выразительное чтение учителем отрывка из книги «Волшебник Изумрудного города»- стр.213-214 Цель: послушайте внимательно отрывок из книги «Волшебник Изумрудного города» и назовите главных героев этой сказки. Кто они? Кто из них понравился больше? Почему? • Анализ содержания 1 части сказки: - Кто главные герои этой сказки? Назовите их имена. - Что увидели друзья после нескольких часов пути? - Почему герои названы друзьями? - Кого называют настоящим другом или подругой? - Какими качествами должен обладать настоящий друг? Цель: прочитайте отрывок из сказки жужжащим чтением внимательно, а затем попробуйте ответить на мои вопросы. - Изумрудный город – почему так назван? - Опишите Изумрудный город? Найдите и прочитайте его описание. (По мере чтения, учитель вывешивает слова- ответы на доску). - Кто встретил Элли и ее друзей в Изумрудном городе? - Кто пришел вместе с Элли к Гудвину? - Зачем пришли к Гудвину Страшила? Дровосек? Трусливый Лев? Элли? - Зачем Страшиле нужны были мозги? - Зачем Дровосеку сердце? - Зачем Трусливому Льву храбрость? - Зачем Элли хотела вернуться в Канзас? - Где была ее родина? - Как называется ваша родина? Как звучит по-казахски Родина? Итог: цель прихода друзей к Гудвину. • Разрыв (коллективная работа). Цель: из предложенных пазлов - частей составьте изображение Изумрудного города. Итог: Изумрудный город • Творческая работа Цель: если бы вы пришли к Великому волшебнику Гудвину, что бы вы у него попросили? Какие желания хотели загадать, чтобы исполнил Великий Гудвин? - Подумайте и запишите 3 самых сокровенных желаний, которые вы бы попросили у Гудвина, которые он бы исполнил для вас? - Что необходимо сделать, чтобы ваши желания исполнились в жизни, а не в сказке? - А ваши желания - мы прикрепим к нашему Изумрудному городу (фронтально - опрос), чтобы они исполнились. Итог: желания учащихся на полянке Изумрудного города.
Не только в сказке происходят великие чудеса, но и на нашем уроке. • Игра «Ключик исполнения желаний» Цель: встать в круг; ведущий обходит детей и незаметно вкладывает в руки одного из учащихся волшебный ключик исполнения желаний. Ведущий говорит: «Ключик, ключик, покажись, перед нами появись!» + хором. Ребенок выбегает на середину круга и рассказывает о каком- либо своем сокровенном желании. Остальные дети по очереди говорят, чему должен научиться ребенок и каким он должен быть, чтобы его желание исполнилось. После этого ребенок повторяет все, что он услышал от своих друзей. Затем ведущим становится кто- либо из уч-ся.
- В эту игру мы с вами доиграем обязательно после уроков или в ГПД. Итог: ваши желания + что необходимо сделать в жизни, чтобы желания исполнились.
6. Итоги. - Автор произведения «Волшебник Изумрудного города»? Его творчество? - Герои сказки: Элли? Страшила? Дровосек? Трусливый Лев? - В какой город пришли герои, из чего он сделан? - Для чего пришли к Гудвину Страшила? Дровосек? Трусливый Лев? Элли? - Зачем Страшиле мозги? Дровосеку – сердце? Трусливому Льву - храбрость? Элли - вернуться в Канзас?
7. Домашнее задание: прочитать отрывок из сказки «Волшебник Изумрудного города» и нарисовать героя, который больше всего понравился.
8. Рефлексия. Не забывайте подарить добро Соседям, родственникам, другу. Оно как сказочное волшебство Вернется к вам по кругу.
Список использованной литературы:
1. В.Павленко, Т.Абенова. Учебник «Литературное чтение». 3 класс. Алматы. Атамура, 2003г. 2. Л.Козырева. Логопедическое пособие: Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков чтения.- М., изд. – Школа, 2000 г. 3. Ж.Кажигалиева, В.Ким, С.Керимбаева, О.Токовенко. Учебник «Самопознание». 2 класс. Изд. «Бобек», 2009 г. 4. Песня о волшебниках - Песня из к/ф "Новогодние приключения Маши и Вити". Слова: В. Луговой, Музыка: Г. Гладков 5. Ф.Кривин. Где-то скрипит половица… 6. Рисунок доброго волшебника - http://forum.materinstvo.ru/lofiversion/index.php/t815726-100.html 7. Портрет А.М. Волкова - http://www.abcool.ru/author.php?id=308 8. Биография А.М. Волкова - http://www.litra.ru/biography/get/biid/00592371237714223210/ 9. Книги А.М. Волкова - http://volkov.anuta.org/ 10. Мультфильм «Волшебник Изумрудного города». Режиссер – Ю.Трофимов, Ю.Калишер. Жанр: мультсериал для детей. Семейный, 1974 г. - http://multjashki.ucoz.ru/index/multfilm_volshebnik_izumrudnogo_goroda/0-307