В своей замечательной работе «Иное царство» и его искатели в русских народных сказках» Е. Трубецкой писал: «Вспомним мудрого Дурака! Другие, рассудительные люди, возлагают свои упования на денежную силу; дурак же цены деньгам не знает, золото не ставит ни в грош; часты случаи, когда в уплату за произведенную работу он берет вместо денег котенка или щенка. Проходит время и оказывается, что котенок и впрямь нужнее золота.. Дурак как бы угадывает мудрость». «Элементарное мышление - по Швейцеру - исходит из фундаментальных вопросов отношения человека к миру, смысла жизни и сущности добра. Оно - мышление - непосредственно связано с движением мысли каждого человека. Оно восходит к ней, расширяет и углубляет ее». Сказка, как правило, образование глубоко метафизическое. И эта философичность, метафизика, дыхание вечности и делают ее вечной. Сказка - по происхождению - один из стержневых элементов народной культуры (я имею в виду сказку во всех ее формах: былины, эпосы, легенды...), той самой культуры, которую мы с вами, вслед за замечательным философом Мерабом Мамардашвили, называем «ноогенной машиной», «конструктивной формой», помогающей родиться «живой мысли», а значит, являющейся одним из лекарств против хвори XX - XXI столетий - деантропологизации (расчеловечивания). На своих лекциях по философии я часто говорю о культуре «второго рождения». Обращаюсь за «иллюстрациями» к Евангелию, «Божественной комедии», «Войне и миру» («второе рождение» Пьера Безухова), к «Красному и черному» Стендаля... Давайте обратимся к былине «Илья Муромец»: «Все раздумывал Микула, приговаривал: «Молоденок ты, несмышленыш, Илья, А осмыслить тебе это надо бы. Перед этой судьбой в этот час роковой На завет на такой на нею жить положись: Кем бы ты ни стал, по ни делал бы, Не пекись о корысти своей, выгоде, А берись, Илья, за такие дела, Чтобы славные были да великие, Чтобы всем от них было радостно, Чтобы не ты собой, а только люди тобой По делам бы гордились по великим твоим! Вот тогда ты любую тягу вытянешь...» Намеренно не цитирую тот абзац былины, который люди моего поколения знают с детства: «тридцать лет и три года, от самого рождения, сидел он сиднем, не двигаясь». Ну, откуда эта прозорливость народная, ведь - мы знаем - «дата» второго рождения - возраст Христа-Данте (33-35 лет.) Мы знаем, что рождение «нового человека» из «ветхого» осуществляется через преодоление страстей, в особенности, через преодоление жадности. У Данте в «Божественной комедии» волчица — как олицетворение корысти-жадности и гордыни. А разве не об этом говорит Микула Селянинович Илье? Общеизвестно, что человечество все-таки обладает (пока!) какой-то непостижимой способностью создавать те духовные ценности, утрату которых ощущает. Вероятно, этим объясняется и появление знаменитой притчи «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, и невероятный успех этой истории-сказки, который длится уже 33 года и начинает напоминать славу андерсеновских историй. Отрадно, что и нынешние молодые восприняли эту сказку. Я представляю вашему вниманию сказки студентов юридической академии, написанные ими после прослушивания лекции «Философия и сказки». Конечно, я ни в коем случае не хочу своих студентов сбить с толку, направить их вместо выбранного ими пути в писатели, журналисты или сказочники. Дело совсем в другом. Мне важно разбудить в каждом из них живую мысль, заставить их думать, размышлять над вечными ценностями бытия: бескорыстием, верностью, красотой, щедростью, мудростью, над тем, без чего человек не может оставаться Человеком. Ну а как это получилось, судить читателям. |