Пятница, 2024-11-29, 8:16 PM

Приветствую Вас Гость

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Академия сказочных наук
Главная » 2011 » Июль » 24 » «Алые паруса» — даже спустя 50 лет вера в мечту не постарела
6:42 AM
«Алые паруса» — даже спустя 50 лет вера в мечту не постарела
/ СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/
50 лет исполняется фильму Александра Птушко «Алые паруса». 50 лет назад чудесная гриновская феерия получила достойное экранное воплощение. И Крым имеет к этому самое непосредственное отношение.

Птушко по отчеству Лукич

Режиссер Александр Птушко был сказочник, самый знаменитый киносказочник советской страны. Рядом работал, правда, и Александр Роу — столь же грандиозный. Определить, кто из них был более мастеровитым, весьма затруднительно. Да и нужно ли определять? Мы сегодня вспоминаем Птушко — а это «Садко» и «Илья Муромец», «Сказка о царе Салтане» и «Новый Гулливер», «Каменный цветок» и, конечно же, «Алые паруса».
Птушко переменил множество профессий и в кино, кажется, умел все. «На съемочной площадке папа был чутким, внимательным, но очень жестким и требовательным, — вспоминала дочь А.П. Наталья Птушко, работавшая с ним вторым режиссером. — Александр Лукич мог лично принять участие в сооружении декораций, показать, как лучше забить гвоздь. Он был единственным режиссером, которого называли «мастер-золотые руки». Действительно, он умел все. Во время войны научился шить обувь. Мастерил из дерева босоножки, сверху покрывал их кожей или замшей, и в эвакуации весь наш «лауреатник» ходил в этой модной обувке. Затем стал вышивать знамена, и в тяжелые времена это спасало семью в материальном плане. Он создавал чудесные эскизы для Большого театра. Уникальный был человек, при этом очень общительный и веселый».
Соратники Птушко тоже вспоминают о нем как о легком и остроумном человеке. Снимая многотысячные массовки, сооружая грандиозные декорации, Александр Лукич мог и пошутить, но в гневе он был страшен.
Мог разойтись и выдать: «Бизоны! Кретины! Носороги! Работать не умеете!» А еще рассказывают, что, когда Птушко хвалили за очередной фильм или трюк, он спокойно замечал: «Ничего удивительного, ведь я — обыкновенный гений».
Это было неслучайно, что он снимал добрые, красивые картины. Но иногда и страшные, как и полагается волшебным произведениям.
Птушко ценили не только в Союзе, но и в Голливуде, который и тогда уже был законодателем киномоды. Его звал к себе Уолт Дисней, предлагал любую студию — только работай. Стивен Спилберг, просматривая старые картины Птушко, поражался, каким тот был виртуозом, как умудрялся создавать волшебные спецэффекты в отсутствие компьютерной графики.

Ох уж эта Настя!

Конечно, выстрелом в десятку был выбор на роль Ассоли Анастасии Вертинской. Когда-то в фильме «Садко» Птушко снял маму Насти, супругу известного шансонье Александра Вертинского Лидию Николаевну. С тех пор стал желанным гостем в доме Вертинских. Там юную Анастасию Александровну Александр Лукич и приглядел. 15-летняя школьница Настя, мечтавшая быть балериной или хирургом, стала в результате актрисой — раз и навсегда.
Актерское крещение она получила в Крыму. В районе между Ялтой и Коктебелем, в чудесных волошинских местах, снимали волшебные
«Паруса». Рядом были звезды советского кино — Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Зоя Федорова, уже известные тогда Василий Лановой и Олег Анофриев.
У них был опыт, а у Вертинской — обезоруживающая молодость и нестандартная красота. Птушко в дневниках вспоминал, что работалось с Настей непросто, она была своевольна и непредсказуема.
Ранние свои роли актриса до сих пор называет «бессознательным периодом». Но именно в те годы, когда она была «без сознания», ее безумно полюбили и простые зрители, и режиссеры, которые были готовы снимать ее в любых ролях, в любых фильмах. Свет тех лет до сих пор украшает образ Вертинской, хотя Ассоль нынче не снимается, а занимается ресторанным бизнесом.
Слава «Алых парусов» моментально подкрепилась еще более громкой славой «Человека-амфибии», тоже не миновавшего крымских берегов. Гутиэре, по сути, та же Ассоль, но это лишь усиливало ажиотаж среди поклонников. Вертинская оставалась на экране неповторимой — и продублировать эту неповторимость до сих пор ни у кого не получается.
А вот продублировать гриновскую героиню в фильме получилось у актрисы Нины Гуляевой. «Настя не смогла профессионально озвучить свою роль, — скажет потом Гуляева. — Поэтому режиссер пригласил на озвучивание меня».
Тем не менее после премьеры на Вертинскую обрушилась всесоюзная слава, к которой Анастасия была не готова. Выходя на улицу, надевала платок и черные очки.
Поглощенная кино, она забросила среднюю школу, доучивалась в вечерней школе рабочей молодежи. Бабушка в ужасе считала, что это все равно, что выйти на панель. А Настя была довольна: она подписывала педагогам свои фотографии — и получала в благодарность за это весьма хорошие оценки.

«Секретом» стала «Альфа»

Художником-постановщиком фильма был Леван Шенгелия. Его пригласил сам Птушко, но вскоре режиссер начал сомневаться, не совершил ли он ошибку. Дело в том, что из-за неожиданных проблем Шенгелия долго не показывал ему эскизы.
И когда в один прекрасный день художник привез целый грузовик рисунков, радость Лукича была настолько искренна, что скоро их отношения переросли в настоящую творческую дружбу. Лишь однажды они чуть не поссорились.
По воспоминаниям Шенгелии, они по-разному представляли себе главную героиню — Ассоль. Художник настаивал на Насте Вертинской и даже в эскизах использовал ее образ. В конце концов набрался смелости и заявил: «Если героиня будет не такая, я уйду из картины». Рассудил их худсовет, сделав выбор в пользу Вертинской.
Надо сказать, что, будучи непревзойденным мастером комбинированных съемок, Птушко хотел и «Алые паруса» насытить спецэффектами, фантазиями, а художник с операторами этого боялись. Все эти выдумки могли разрушить гриновскую драматургию. И Александр Лукич к ним прислушивался, он не был упрямым, что и спасло фильм. Хотя и были упреки, что получилась не совсем гриновская история, а достаточно прямолинейная сказка-мелодрама, решенная в слишком ярком цвете, насыщенная тяжеловесными актерами второго плана. Но обаяние главной пары — Вертинской и юного красавца, вахтанговского премьера Василия Ланового, подкрепленное поэтичными крымскими видами (фильм также снимался и в Баку, и еще где-то), победило все критические замечания.
Кстати, в роли парусника «Секрет» снялась баркентина «Альфа», которую построили еще в 1948 году. До 1960 года она вместе с шестью такими же судами стояла в Финском заливе совершенно бесхозная и должна была вскоре погибнуть. Однако благодаря киношникам ее удалось спасти, а вот судьба шести остальных баркентин оказалась печальной — их затопили. Кстати, на изготовление алых парусов для «Альфы» — «Секрета» ушло две тысячи метров первоклассного и дорогого алого шелка, который после съемок благополучно вернулся на склад «Мосфильма».
«Алые паруса» и сегодня, 50 лет спустя, остаются одной из самых любимых и удачных киносказок. Попытки снять римейк по замечательной гриновской феерии (одну из них предпринял телеканал «Интер») заканчиваются полным и абсолютным провалом. Не только мастерства не хватает — веры в мечту.
А Василий Семенович Лановой, приезжая в Крым, нет-нет да надевает знаменитую шляпу Артура Грея и, кажется, молодеет на глазах. И мы молодеем вместе с ним.
http://1k.com.ua/382/details/10/1

Категория: Новости из мира сказок | Просмотров: 1596 | Добавил: Людмила | Теги: «Алые паруса», Александр Птушко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Новости от Гарри Поттера [18]
Новости из мира сказок [123]
Новости Академии сказочных наук [33]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Любимая сказка моего детства
Всего ответов: 2475
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright Академия сказочных наук. Интернет-портал "Детство-kz"© 2024
    Бесплатный хостинг uCoz