"Комсомольская правда" Компания Олега Видова, выкупившая 547 наших мультиков, имеет право сокращать и переозвучивать фильмы Мультипликация - искусство коллективное, видимо, поэтому именно она является в последнее время предметом ожесточенных судебных разбирательств. Художнику или композитору хорошо: написал картину или хит и получай отчисления с авторских прав. А в мультиках сценарист, художник, режиссер, продюсер, прокатчик - все причастны к созданию шедевра. Вот и судятся сегодня за права первородства создатели неделимого образа Чебурашки Успенский и Леонид Шварцман, вдова создателя «Маугли» Леонида Белокурова Гаяне Энгеева с «Союзмультфильмом», а «Союзмультфильм» с американской компанией Films by Jove. А из-за чего судятся? Их отношения испортил денежный вопрос. Как продавали Чебурашек Шел суровый 1992 год. Страна лихорадочно металась в поисках заработка. А те, кто знал, где легкий заработок получить, метались в поисках скорых на руку современников. И они пришли, создавая на своем пути разнообразные ООО, ОАО, ЗАО, «МММ». Такое же образование было создано и на «Союзмультфильме». В результате активной распродажи 547 картин были проданы компании Films by Jove, принадлежавшей актеру Олегу Видову и его жене Джоан Борстин. В 1993 году новое руководство «Союзмультфильма» продлило срок договора аж на 35 лет. С тех пор наши национальные сокровища крутят по всему белу свету. - Видов, конечно же, не коммерсант и вряд ли имеет к этому конфликту отношение, - пояснил нам Эрнест Рахимов, директор фильмофонда ВГУП «Союзмультфильм». - Всем заправляет его супруга, госпожа Борстин. Мы считаем эту сделку незаконной. Наши мультфильмы идут в американском прокате, а «Союзмультфильм» не получает ни копейки. За прокат по российскому телевидению мы получаем от телеканалов небольшие отчисления, из которых по мере возможности выплачиваем суммы авторам. Мы подали иск против Films by Jove. По делу уже было несколько судов, увы, они ни к чему не привели. Но останавливаться мы не намерены. Кто вернет на Родину Шапокляк? Российский бизнесмен Алишер Усманов выразил твердое желание выкупить у янки наших мультипликационных заложников. Не так давно президент Путин призвал творческую общественность создать детский канал, на котором должны показывать в том числе и отечественные мультфильмы. Но американская компания Films by Jove заломила за наши же мультики цену в 10 миллионов долларов. И пока сделка не состоялась. - С правовой точки зрения в этой сделке нарушений нет, - считает Ирина Тулубьева, юрист, известный специалист по вопросам авторских прав. - Она заключена на законных основаниях. Было легитимное руководство, которое приняло решение выгодно для себя продать эти фильмы. Признать этот договор недействительным будет проблематично. Видов вернул часть фильмов, которые ему не пригодились. И не исключено, что вернет остальные. За деньги. Но вряд ли это принесет облегчение истинным создателям шедевров. Руководство преследует определенные цели: вернуть права на продажу и зарубежный прокат наших фильмов, а значит, на получение прибыли. А забота руководства существующего «Союзмультфильма» о материальном благополучии ветеранов российской мультипликации мне кажется сомнительной. Вы спросите об этом самих ветеранов. И я спросил. Позвонил заслуженному деятелю искусств России, автору фильмов «Жил-был пес» и «Приключения Винни-Пуха» Эдуарду Назарову. - Я когда-то недвусмысленно намекал Олегу Видову лично, чтобы он с проката мультфильмов часть денег по справедливости отчислял самим создателям, - прояснил картину Эдуард Васильевич. - Но он предпочел рассчитываться только с «Союзмультфильмом», руководство которого платит от проката авторам унизительные деньги. Но это полбеды. Согласно договору, заключенному в те годы руководством студии, Видов получил право вносить изменения в фильмы: вырезать, сокращать и переозвучивать. Я видел измененный фильм «Маугли», сопровождающийся какой-то жуткой попсой (раньше там была замечательная музыка Софьи Губайдуллиной). «Союзмультфильм» успешно торгует всем, в том числе CD и видеокассетами со сборниками мультфильмов, фрагментами, героями мультиков, ставшими уже брэндами. А авторы остаются за бортом этой бурной коммерческой жизни. Беда в том, что многие творцы уже просто по своему возрасту и здоровью не в силах отстаивать свои права. Грустно получается, друзья. Аляску отдали за понюшку табака. А теперь вот уже и не хозяева своим родным мультикам. Рынок - рынком, а выручать наших надо. А то они (американцы) с их подвижным менталитетом сегодня музыку в наших мультиках меняют, а завтра Винни-Пуху пол изменят и Конька-Горбунка отправят соответственно на Горбатую гору, где его только могила исправит. А доверчивые иноземцы по этим мультикам будут судить о нас с вами. А мы ведь не такие! ИЗ ДОСЬЕ «КП» Олег ВИДОВ родился в 1943 г. Окончил актерский факультет ВГИКа. В 1978 окончил режиссерский факультет ВГИКа. Живет в США. Заслуженный артист РСФСР. Снялся в фильмах «Всадник без головы», «Джентльмены удачи», «Я шагаю по Москве», «Легенда о Тиле», «Обыкновенное чудо» и т. д. СПРАВКА «КП» Наш ответ телепузикам Хотя анимация как искусство давно интересовала пытливую русскую душу на предмет творческого осмысления, но вообще наша коммерческая мультипликация родилась как очередной достойный ответ буржуазному Микки-Маусу. В 1933 году в Москве были показаны фильмы Уолта Диснея, и ошеломленная партия приказала кинематографистам: «Догнать и перегнать!» Так и появился у нас в 1936 году «Союзмультфильм» по американскому образу и подобию. Появились и свои шедевры: «Серая шейка», «Снежная королева», «Золотая антилопа». А инородцы Винни-Пух, Малыш и Карлсон благодаря мультипликации стали полноправными русскими национальными героями. Александр МЕШКОВ meshok@kp.ru |