«Имя М.Горького достаточно известно, и нового о нём ничего не скажешь. «Сказки» написаны им в те годы - 1906 - 1913, - когда он жил в Италии, самой красивой стране европейского материка. В сущности своей - это не «сказки», то есть не игра фантазии человека, которого слишком утомила, измаяла суровая действительность или тяжкая скука жизни, который, утешая сам себя и ближних силой своего воображения, создает другую жизнь, более яркую, праздничную, более милую и ласковую или даже хотя бы и более страшную; эти сказки и не «выдумка» писателя, в которой скрыто поучение или притаилась резкая правда, как в чудесных, умных сказках знаменитого Вольтера, Лабулэ, Салтыкова-Щедрина и других писателей. «Сказки» М.Горького - это картинки действительной жизни, как она показалась ему в Италии; он назвал эти картинки сказками только потому, что и природа Италии, и нравы её людей, и вся жизнь их - мало похожи на русскую жизнь и русскому простому человеку действительно могут показаться сказками. Возможно, что автор несколько прикрасил итальянцев, но - природа их страны так хороша, что и люди её невольно кажутся, может быть, лучше, чем они есть на самом деле. Но и вообще - немножко прикрасить человека - не велик грех; людям слишком часто и настойчиво говорят, что они плохи, почти совершенно забывая, что они, - при желании своём, - могут быть и лучше. Если всегда говорить людям только горькую правду об их недостатках, - этим покажешь их такими мрачными красавцами, что они станут бояться друг друга, как звери, и совершенно потеряют чувства доверия, уважения и интереса к ближнему, - чувства, не очень пышно развитые у них. Правда - необходима. Огонь её, закаляя крепкую душу, делает её ещё более сильной, но ведь крепких душ немного среди нас, а в слабой душе от ожогов правды появляются только болезненные пузыри злобы, ненависти, заводится чесотка раздражённого самолюбия. Кроме огромных недостатков в людях живут маленькие достоинства, и вот именно эти достоинства, выработанные человеком в себе самом очень медленно, с великими страданиями, - эти достоинства необходимо - иногда - прикрасить, преувеличить, чтобы тем поднять их значение, расцветить красоту ростков добра, которые - будем верить! - со временем разрастутся пышно и ярко. Мы любовно ухаживаем за цветами, мы пламенно любим множество других прекрасных бесполезностей, таких же, как цветы, а вот за душой человека, за сердцем его, - не умеем так ласково ухаживать, как следовало бы. Надо поучиться этому, - ведь человек, несмотря на всю его неприглядность, - всё-таки - самое великое на земле. Если люди знают, как они плохи, - это верный залог, что они станут лучше. Хула на человека - нужна, но похвала ему того более необходима и, вероятно, полезнее хулы» (Архив А.М.Горького). Семь сказок были впервые напечатаны в большевистской газете «Звезда». В.И. Ленин высоко ценил сказки М.Горького. «Не напишете ли майский листок? Или листовочку в таком же майском духе? Коротенькую, «духоподъёмную», а?» - спрашивал он М.Горького в феврале 1912 года.выставки и конференции 2012 И дальше; «Хорошо бы иметь революционную прокламацию в типе Сказок «Звезды». Очень и очень рад, что Вы помогаете «Звезде» (В.И.Ленин. Сочинения, изд. 4-е, т.35, стр.1). Несколько позднее В.И.Ленин вновь писал М.Горькому: «Великолепными «Сказками» Вы очень и очень помогали «Звезде» и это меня радовало чрезвычайно...» (В.И.Ленин. Сочинения, изд. 4-е, т.35, стр.2). В письме к М.Горькому от 22 - 23 декабря 1912 года В.И.Ленин снова упоминает о сказках. «Надеюсь, Вы тоже примете участие в агитации за подписку, чтобы помочь «вывезти» газету («Правда» - Ред.). В какой форме? Ежели есть сказка или что-либо подходящее, - тогда объявление об этом будет очень хорошей агитацией» (В.И.Ленин. Сочинения, изд. 4-е, т.35, стр.40). В «Правде» напечатаны были две сказки М.Горького (XXIV и XXV по нумераций настоящего издания). В 1911 году, когда появились первые горьковские сказки, С.Г.Шаумян писал о М.Горьком: «И разбираемая статья Горького в общем («О писателях-самоучках» - Ред.) и другие его новые произведения: отмеченные выше «Жалобы» и «Мордовка», а также его прекрасные миниатюры о неапольских стачечниках и встреча детей забастовщиков в Генуе, появившиеся под заглавием «Сказки», - ещё более приблизили Горького к рабочим. И рабочие с гордостью могут заявить: «Да, Горький наш! Он наш художник, наш друг и соратник в великой борьбе за освобождение труда!» (Журнал «Современная жизнь», Баку 1911, номер 1 от 26 марта, стр.7). В газете «Путь правды» (одно из названий «Правды») 23 февраля 1914 года была помещена рецензия М.Калинина {псевдоним критика-правдиста К.С.Еремеева) о «Сказках». «Главный «герой» сказок, - писал М.Калинин, - тот, кто своей богатой жизнью и всеми своими стремлениями окрашивает жизнь сказочными лучами, - народ. О нём только Горький и говорит. Все чувства, повседневные стремления, своеобразные переживания различных групп трудящегося итальянского народа любовно охарактеризованы М.Горьким в ряде ярких очерков. Пастухи, крестьяне, моряки, рабочие проходят стройными рядами и восхваляют жизнь, красоту её. Отчаяния, глубокого пессимизма мы не видим. И это несмотря на то, что народу итальянскому живётся нелегко, несмотря на тяжёлые экономические условия... Порой кажется, что этот народ близок нам и давно знаком, ибо слишком родственны переживания, стремления его и русскому народу. ...В своих сказках Горький очень часто является проповедником новой правды... Он как бы рисует или пытается начертить некоторые особенности психики «новых людей», борющихся в современном обществе за новую правду...» (Сб. «Дооктябрьская «Правда» об искусстве и литературе», ГИХЛ, М. 1937, стр.55 - 56). В ноябре 1927 года редакция тверской губернской комсомольской газеты «Смена» обратилась к писателю с просьбой - указать, какое из своих произведений он считает наиболее подходящим для молодежи. 18 ноября 1927 года М.Горький ответил редакции: «...Может быть, подойдёт «Человек», «Песня о Соколе», «Буревестник»? Пожалуй, рекомендовал бы «Мать» из «Итальянских сказок» (сказка IX в настоящем издании - Ред.). Мне кажется, что теперь перед матерями стоят новые и огромные задачи по отношению к детям и что девицам комсомола следует подумать и над этой своей ролью в жизни. Возможно, что моя «Мать» заставит подумать над этим» (Б.Полевой и Г.Куприянов, Письма из Сорренто, г.Калинин 1936, стр.11). Немного позднее, в письме к писательнице Н.В.Чертовой, М.Горький характеризовал ту же сказку следующим образом: «Читали Вы мою «сказку» - «Мать»? Это - в «Итальянских сказках». В этой поэме я выразил «романтически» и как умел мой взгляд на женщину. Не понимайте мой титул «мать» чисто физиологически, а - аллегорически: мать мира, мать всех великих и малых творцов «новой природы», новой жизни. Мне кажется, что женщина должна отправляться к свободе от этой точки, от сознания мировой своей роли» (Сб. «М.Горький и сибирские писатели», Новосибирск 1960, стр.124) |