Четверг, 2024-03-28, 10:41 PM

Приветствую Вас Гость

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Академия сказочных наук
Главная » Статьи » Кафедры Академии сказочных наук » Сказочные уроки

Программа Летней школы по углублённому изучению литературы "В гостях у сказки"
Пояснительная записка
Показателем уровня развития общества является отношение его граждан к своей истории, к своим традициям, к своим корням. Казахстан – многонациональное государство и для укрепления межнационального согласия необходимо ознакомление с культурой разных народов. Содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми должны учебные дисциплины, направленные на духовно-нравственное развитие детей. Данная Программа как раз и направлена на развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, которая зафиксирована в фольклоре и представлена идеалом личности. Помочь овладеть этими знаниями – задача учителя.
Так как проблема углубленного изучения фольклора, как правило, связана с изучением теоретического материала и не отражает того, что фольклор – синкретичный вид искусства, актуальность данной Программы, направленной на развитие практических навыков, очевидна.
Новизной данного курса является то, что Программа включает новые для учащихся знания, не содержащие в базовых программах, в нее включены наиболее активные методы обучения.
Данный курс предполагает дать возможность учащимся расширить представления о народной культуре, нравственно-поведенческих культурных нормах, развивать творческие способности, фантазию и воображение, способность самостоятельно осуществлять исследовательскую работу, совершенствовать коммуникативные навыки.
Отбор содержания отвечает возрастным особенностям и развитию учащихся. Курс рассчитан на 5 часов. Возрастной состав: учащиеся 5 классов.
Учебный процесс построен на использовании русских народных игр, исследовательской работы, методе проектов, моделировании, здоровьесберегающих технологиях, что способствует развитию способности самостоятельно использовать полученные знания на практике.

Этапы реализации Программы
Анализ ситуации
• На основании приказа ГУ Отдела образования города Караганды от 11 мая 2010 года за №564 было необходимо составить программу летней школы.
• Перед её составлением анкетированием были определены запросы детей (результат анкетирования показал, что предметами, вызывающими наибольший интерес у учащихся 5 классов, стали физическая культура, технология и литература).
• Кружок «В тридесятом царстве, тридесятом государстве» как нельзя лучше отвечал запросам детей и родителей. Именно на его основе и была создана программа «В гостях у сказки».

Организационный и программно-методический этап
• Были составлены списки участников Программы.
• Разработана Программа «В гостях у сказки», целью которой явилось создание вещественной модели сказочного мира (по мотивам русских народных сказок), и приобщение на примере этой модели ребят к истокам русской культуры, углубление знаний о народной культуре.
• Выдвинутая нами цель обусловила следующие задачи:
1. способствовать усвоению нравственно-поведенческих культурных норм;
2. развивать творческие способности, фантазию и воображение;
3. способствовать развитию эстетического вкуса и расширению восприятия различных культурных форм (в том числе удаленных во времени);
4. совершенствовать коммуникативные навыки.
• Был составлен учебно-тематический план
№ Дата Тема
1 01.06.2010 Сказочный указ. Знакомство.
2 02.06.2010 У тесовых ворот сказки.
3 03.06.2010 Сказочные герои.
4 04.06.2010 Сказочные животные и растения.
5 07.06.2010 Прощание со Страной Волшебной сказки.

• В разработку программы летней школы гимназии были включены и данные о Программе «В гостях у сказки».

Основной этап
Занятие 1 «Сказочный указ. Знакомство»:
• ознакомить с программой «В гостях у сказки»;
• предоставить информацию об идее проекта «В гостях у сказки»;
• привить интерес к посещению дальнейших занятий.
Занятие 2 «У тесовых ворот сказки»:
• познакомить с истоками волшебной сказки;
• узнать как можно больше информации друг о друге;
• создать благоприятную атмосферу внутри группы, чтобы каждый участник смог осознать себя.
Занятие 3 «Сказочные герои»:
• актуализировать знания обучающихся о героях русских народных сказок;
• создать эмоционально-положительный тонус, развивать двигательную активность;
• создать благоприятную почву для установления эмоционального контакта между участниками программы.
Занятие 4 «Сказочные животные и растения»:
• дать понятие о символике растений и животных в русских народных сказках.
Занятие 5 «Прощание со Сказочной страной»:
• создать вещественную модель сказочного мира (по мотивам русских народных сказок), на примере этой модели приобщить ребят к истокам русской культуры, углубить знания о народной культуре.
Программа способствовала:
• усвоению нравственно-поведенческих культурных норм;
• развитию творческих способностей, фантазии и воображения учащихся;
• развитию эстетического вкуса и расширению восприятия различных культурных форм (в том числе удаленных во времени);
• совершенствованию коммуникативных навыков.
Учащиеся с удовольствием посещали занятия, выполняли требования учителя с желанием и интересом. Особенно им понравилась работа с Интернетом, изготовление моделей сказочных персонажей и ведение Дневника сказочника. Все участники программы выразили желание продолжить в дальнейшем посещение летней школы по углубленному изучению литературы, некоторые - изъявили желание заняться научной деятельностью, связанной с фольклористикой. В конце программы каждый получил презентацию с фотографиями на память.

Литература:
Методические пособия для учителя:
1. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – 2-е изд.- М.: Школьная Пресса, 2001.- 144с.
2. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.-М.:ТЦ «Сфера», 1998. – 144с.
Литература для учащихся:
1. Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи: энцикл./ С.В.Истомин; худож. Г.Н. Соколов. –М.:АСТ:Астрель:Хранитель,2007. -383с.:ил.
2. Алексеенко В.В., Горецкая И.с., Коган Э.В., КолесниковаА.С., Рахно М.О. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Ростов н/Д, 2008. – 640с.
3. Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2000. – 528с.: ил. – (Мифы народов мира)
4. Журнал «Розовый слон» Издательство: ООО «ИЗД «Розовый слон»


Разработки занятий
Занятие №1
Тема: Сказочный указ. Знакомство.
Цели и задачи:
1. ознакомить с Программой «В гостях у сказки»;
2. дать информацию об идеях проекта «В гостях у сказки»;
3. привить интерес к посещению дальнейших занятий.
Ход занятия
1. Знакомство.
Для того, чтобы нам было интересно работать вместе, давайте познакомимся друг с другом. Возможно, многие из вас уже знакомы. Но в игре вы сможете узнать много нового и о своих старых знакомых.
Игра «Круг»
Цель: дать каждому участнику занятий возможность предъявить себя группе, выразить свою индивидуальность в максимально защищенной, шутливо-ироничной ситуации, а главное – сделать это без слов, на языке тела, который во многом выразительнее и заразительнее словесных рассуждений.
Ход: все становятся в круг, и ведущий одновременно показывает и рассказывает правила игры, которая состоит из следующих пяти шагов:
1. один из игроков делает шаг в центр круга;
2. называет своё имя или псевдоним, которым он или она хотел(а) бы называться в этой группе;
3. демонстрирует какие-то движения и жесты приветствия остальным;
4. назвав и показав себя, игрок делает шаг назад, возвращаясь на прежнее место в круг;
5. все остальные игроки по возможности точно повторяют названное имя, стараясь имитировать интонацию, и показанное движение. После этого всю процедуру повторяет следующий стоящий рядом игрок, за ним следующий и так до конца круга.
2. Вступление.
Программа, участниками которой вы стали называется «В гостях у сказки». Она рассчитана на 5 занятий, на каждом из которых мы будем путешествовать по неизведанной стране, которой нет ни на одной карте мира. Я приглашаю вас в волшебную страну сказок.
3. Просмотр фильма «Приходи, сказка!»
4. Чтение Сказочного указа.
Сказочный указ тридесятого царства, небывалого государства, написанный от сивки-бурки, от вещей каурки на море на окиане, на острове Буяне.
1 июня начинается путешествие в тридесятое царство, небывалое государство.
Каждый путешественник:
- ведет во время путешествия сказочный дневник;
- принимает участие в создании модели сказочного мира.
5. Слово учителя.
В этой стране очень интересно! В ней всегда побеждает добро и красота, невозможное становится возможным. Даже смерть отступает, если на помощь приходят верные и надёжные друзья!
Вы, конечно, догадались, что эта Сказочная Страна находится далеко: за тридевять земель, в тридевятом царстве. Время в этой стране бежит сказочно быстро. «Долго ли, коротко ли…» - говорится в сказке, - и действительно легко переносится из настоящего в будущее или на несколько лет назад. В этой стране живут необыкновенные герои: Иванушка-дурачок, который оказывается умнее и добрее своих старших братьев; трудолюбивая и скромная Василиса Прекрасная, которую пощадила даже злая Баба-Яга…
Герои сказок борются со злом и несправедливостью. Чтобы найти и спасти любимого человека или друга, они проходят полсвета. В трудные минуты на помощь к ним приходят волшебники, деревья, травы, цветы, звери и птицы. И в этом нет ничего удивительного: добрые люди защищают всё живое на земле.
В Стране Сказок происходят удивительные чудеса!
Стоит только произнести волшебные слова: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» - и появится необыкновенный конь: из ушей – пламя, из ноздрей дым валит.
Если влезть в одно ухо коня и вылезти и другого, можно превратиться в красивого и умного Ивана-царевича.
Если удариться о землю, можно стать ясным соколом и высоко взлететь над землёй.
Можно жениться на лягушке, которая потом окажется Василисой Премудрой.
С помощью волшебной куколки за одну ночь можно переделать самую разную работу: посадить и вырастить лён, сделать из него нитки, а затем выткать из этих никто необыкновенно тонкое полотно.
А если взмахнуть волшебной палочкой, исполнится любое желание.
По мановению моей волшебной палочки все вы сегодня проникните в необычайно интересные, далёкие и близкие уголки Сказочной Страны. Много интересных, весёлых приключений произойдёт с вами. Немало препятствий устроят вам на пути сказочные герои, но смекалка, находчивость, любовь к сказочным путешествиям помогут вам.
6. Оформление первой страницы Сказочного дневника.
7. Подведение итогов.
Итак, сегодня у вас было первое занятие по проекту «В гостях у сказки». Всего предполагается провести 5 занятий. Я постараюсь, чтобы наши занятия не оказались скучными. Участвуя в играх, вы сможете лучше узнать себя и окружающих.
Сегодня на занятии вы узнали много нового. Если у вас есть вопросы, сейчас можете задать мне их.
Занятие №2
Тема: У тесовых ворот сказки.
Цели и задачи:
1. познакомить с истоками волшебной сказки;
2. узнать как можно больше информации друг о друге;
3. создать благоприятную атмосферу внутри группы, чтобы каждый участник смог осознать себя частью одного целого.
Ход занятия
1. Знакомство.
Здравствуйте! Сегодня у нас второе занятие. Как вы знаете, нам предстоит интересный цикл занятий, на протяжении которых мы узнаем много нового и интересного. Наверное, вы согласитесь, что работать в одной команде легче с тем человеком, которого хорошо знаешь, когда понимаешь, что ему нравиться, и каких жизненных ориентиров он придерживается. Поэтому сегодняшнее занятие мы начнем с того, что получше узнаем друг друга.
Игра «Познакомимся?»
Цель: получить как можно больше информации друг о друге.
Проведение: Пусть каждый из вас внимательно посмотрит на окружающих и найдет среди них того, кого он знает не очень хорошо. Эти два человека садятся в пару. Теперь надо за 2 минуты рассказать своему партнеру как можно больше о себе. Потом вы поменяетесь ролями.
Теперь каждый представит нам своего партнера, но выступать он будет от его имени.
2. Презентация «Истоки сказки»
3. Работа по схеме построения волшебной сказки.
4. Создание карты Сказочной страны. Выбор каждым объекта для моделирования.
5. Упражнение «Тёплый круг».
Давайте встанем в один большой круг и возьмемся за руки. Почувствуйте себя частью одного большого целого, где у каждого есть свое место, своя роль им своя задача…
Закройте, пожалуйста, глаза. А теперь пусть каждый мысленно пожелает всем стоящим в кругу что-нибудь хорошее, доброе, теплое. В наших силах сделать так, чтобы все почувствовали то, что мы хотим им передать. И чем больше мы отдаем, тем больше мы получаем, ведь каждый из нас – часть целого, часть команды. А теперь можете открыть глаза.
Занятие №3
Тема: Сказочные герои.
Цели и задачи:
1. актуализировать знания обучающихся о героях русских народных сказок;
2. создать эмоционально-положительный тонус, развивать двигательную активность;
3. создать благоприятную почву для установления эмоционального контакта между участниками программы.
Ход занятия
1. Приветствие. Слово учителя.
Здравствуйте! Сегодня у нас третье занятие. Мы перенесемся в волшебный сказочный мир, где действует много сказочных героев, с которыми случаются разные чудеса и превращения. Они сражаются с огнедышащими чудовищами, многоголовыми змеями, злыми и кровожадными великанами, с небывалой быстротой переносятся они в дальние края, спускаются на морское дно, бродят по таинственному подземному царству. И мы последуем их примеру – отправимся во дворец Кащея.
2. Игра «В царстве Кащея»
Задача: добраться до замка Кащея, чтобы освободить заколдованных им героев волшебных сказок.
Препятствия:
1. «Тёмный лес»: с завязанными глазами преодолеть гимнастический зал, на полу которого разбросаны большие мячи.
2. «Нападение нечистой силы»: нечистая сила раскидывает всех в разные стороны(глаза все еще завязаны) и одному человеку надевает поролоновый нос. Все остальные должны молча на ощупь найти этого человека. После воссоединения группы злые чары рассеиваются (повязки снимаются с глаз), и путь продолжается.
3. «Путь через болото»: прыгая по степам, добраться до скамейки и перебежать её. Наступать на пол нельзя, а то затянет в болото. Упражнение выполняется на время.
4. «Замок Кащея»: для выхода из замка необходимо отгадать загадки.
«Знаешь ли ты героев русских народных сказок?»
1. Этому герою волшебных сказок часто приходится выполнять трудные задачи: освобождать томящуюся в неволе царевну, добывать Жар-птицу, убивать Кащея. (Иван-царевич)
2. Кто тот хитрец-удалец, которому удалось обмануть самого беса? (Батрак)
3. А этот герой родился в берлоге, до пояса – человек, а от пояса медведь. (Иван-медведко)
4. Живет в сказочном царстве красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать; брови соболиные, очи соколиные, русая коса – девичья краса – ниже пояса спускается. В поисках своего возлюбленного она три пары башмаков железных истоптала, три посоха чугунных источила, три хлеба каменных изглодала, прошла через леса дремучие, через пески сыпучие, через высокие горы, через быстрые реки. А имя её? (Возлюбленная Финиста – ясна сокола)
5. В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красуется царевна. Какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбнется, никогда не засмеется, словно сердце её ничему не радуется. Кто эта печальная царевна? (Несмеяна)
6. А эта героиня русской сказки нарушила запрет родителей и оставила брата одного, украли его гуси-лебеди. (Сестрица Алёнушка)
7. Какие волшебные предметы и животные обычно помогают главным героям?
8. Любимая героиня русских народных сказок, воплощение хитрости и лукавства. (Лиса)
9. Лису часто называют Патрикеевной. Почему у неё такое странное отчество? (Лет, примерно, 600 назад, боярин Патрикей Наримунтович, прославиился своей хитросьтю и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало нарицательным).
10. Эта личность не менее популярна, чем рыжая хитроумная лиса. В сказках – он простак и вечный неудачник. В сказках, но не в действительности. (Волк)
11. Почему это животное называется «волком»? (От «волочить» - тащить).
12. Герой народных сказок, которому нет равных по силе и мощи. (Медведь)
13. Этот герои русских сказок отличается умением запутывать следы. (Заяц)
14. Этот герой по-разному ведет себя: в одних сказках он любит делать пакости, в других – помогать. Несмотря на свой маленький рост, зверек этот очень юркий и быстрый. ( Мышь. Самое дорогое в мире молоко даёт мышь. Один его литр стоит 40000 намецких марок).
15. Герой народных сказок, который любит переносить всё, что ему нравится, на своей спине. (Еж)
16. А есть ли иголки у новорожденных ежат? (Нет, они белые, слепые и не колючие).
3.Поиск в Интернете информации о выбранном сказочном герое.
4. Создание сказочного персонажа из бумаги.
Используя материалы детских журналов издательства «Розовый слон».
А теперь мы должны рассеять злые чары Кащея – превратил он героев сказок в бумагу. Верните их, изготовив поделки. (Приложение 5)
Во время изготовления поделки ведущий рассказывает о символическом значении каждого персонажа.
5.Упражнение «Тёплый круг».
Давайте встанем в один большой круг и возьмемся за руки. Почувствуйте себя частью одного большого целого, где у каждого есть свое место, своя роль им своя задача…
Закройте, пожалуйста, глаза. А теперь пусть каждый мысленно пожелает всем стоящим в кругу что-нибудь хорошее, доброе, теплое. В наших силах сделать так, чтобы все почувствовали то, что мы хотим им передать. И чем больше мы отдаем, тем больше мы получаем, ведь каждый из нас – часть целого, часть команды.
А теперь можете открыть глаза. Занятие окончено. До свидания.
Занятие №4
Тема: Сказочные животные и растения.
Цель: дать понятие о символике растений и животных в русских народных сказках.
Ход занятия
1. Русская народная игра «Земля, вода, небо» («Зверь, рыба, птица»).
Участники становятся кругом к центру лицом. В центре – ведущий с мячом.
Ведущий произносит одно из слов названия игры и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Тот должен поймать мяч и назвать соответствующее животное, например волка или медведя, на слово «зверь» («земля»). Потом надо вернуть ведущему мяч. Если игрок не успел назвать или неправильно назвал животное, или не сумел поймать мяч, то он получает штрафное очко или отдает фант (любой мелкий предмет).
Когда накопиться группа участников, имеющих штрафные очки или фанты, игру прерывают, чтобы разыграть фанты, а имеющим штрафные очки дать веселое групповое задание: спеть, сплясать, изобразить пантомиму и т.д.
2. Тест.
Ребенку предлагается нарисовать лиственное дерево. Использование цвета не предусмотрено. Полноценное изображение дерева подразумевает наличие трех элементов: корней, ствола, кроны. На стволе должны располагаться ветви, на кроне – цветы и плоды.
Интерпретация.
Корни.
Корни – часть дерева, непосредственно связанная с землей, питанием, ростом, восстановлением, истоками, природой, но в то же время корни – это скрытый элемент дерева и его опора, средство заземления, основа.
Если у основания дерева отсутствуют и корни, и линия земли – подверженность стрессам. Корни изображены отдельными линиями, как трава – поверхностность мышления, леность, нежелание углубляться в детали. Такой ребенок предпочитает заниматься активной физической деятельностью. Ребенок, смотрящий на мир реалистично, все взвешивающий в уме, размышляющий – изобразит только видимую часть корней, которая видна на поверхности земли. Огромные, преувеличенные корни, подчас превосходящие размерами само дерево, - неуравновешенность, внутренний дисбаланс, скрытый конфликт. Корни изображены четко, хорошо прорисованы, имеют адекватные размеры или на них сделан акцент (жирные линии, усиленный нажим и т.д.) – ребенок придает большое значение внешней опоре, поддержке со стороны окружающих. Возможно, он сопротивляется взрослению, отказывается брать на себя ответственность, принимать решения, быть самостоятельным. Ребенок зависим, флегматичен, неуверен в себе, хочет подольше оставаться маленьким. (Задача воспитателей не потакать, а мягко, без агрессии и сильного давления, воспитывать самостоятельность, поощрять любое проявление инициативы).
Ствол.
Самая распространенная форма – прямая, типично для детей, не достигших 12 лет. Если ребенок старше – незрелость и инфантилизм; он не продвинулся в развитии, отстает в школе. Он «увяз» в детских отношениях и привычках, застрял на каком-то этапе роста и пользуется теми навыками, которые приобрел ранее, не продвигаясь вперед. Основание ствола имеет расширение – более зрелая форма. Если расширение перенесено влево – недостаток инициативы и самостоятельности, мягкость, уступчивость, робость. Основание ствола, расширенное вправо – расчетливость, привычка все взвешивать, находить компромиссные решения, настойчивость, желание добиваться своего. Припухлое, округленное основание – пассивность, медлительность движений и ума, умеренность, основательность, размеренность. Ребенок не очень деятельный, спокойный, не признает поспешные и резкие действия.
У основания ствола условно изображена корневая система – реальный взгляд на вещи, стремление к определенности и конкретности, развитое чувство ответственности. Также – некоторая неуверенность, сомнения, недостаточная внутренняя опора.
Ствол дерева изображен штриховыми, прерывистыми линиями – неусидчивость, подвижность, нетерпеливость. Такой ребенок чувствителен, раним, подвержен резкой смене нестроений, может быть нервным, капризным.
Ствол изображен двумя асимметричными линиями – неустойчивый характер, несколько замкнут, его контакт с окружением немного осложнен, стремится к уединению. Может быть упрямым, игнорировать оценки и мнения окружающих, противостоять авторитету взрослых.
Кривизна ствола передана волнистыми линиями – символ хорошей приспособляемости, энергичности, позитивного отношения к жизни.
Ствол нестандартной формы – признак чувства неудовлетворенности. Ребенок испытывает какие-то трудности, возможно переходного возраста, либо переживает дискомфорт.
Ствол покрыт штриховкой – неуверенность, застенчивость, скрытность. Ребенок трудно принимает решения, переживает по мелочам. Он очень осторожен, часто испытывает беспокойство. Возможно, обладает тревожным, легковозбудимым характером.
Если ребенок наносит на ствол некий рисунок, пытаясь изобразить кору – рациональность, наблюдательность, критичность ума.
Ствол покрыт мелкой или крупной крапинкой, закрашенными пятнами, с помощью которых ребенок хотел передать неровность поверхности ствола – трезво смотрит на вещи и всегда пытается быть адекватным, но иногда (и в данный момент) он не удовлетворен собой, его беспокоит внутренняя проблема.
На стволе есть штриховка, но она нанесена исключительно на правую сторону – контактность, способность хорошо ладить с окружающими, развитое чувство социального, легкость в установлении и поддержании отношений с людьми. Экстраверт.
Ствол заштрихован только с левой стороны – тонкая, чувствительная натура. Ребенок эмоционален, впечатлителен, восприимчив. Он склонен к творческой деятельности.
Ветви.
Двумерные ветви (изображение двумя параллельными линиями) – практичность, ясное мышление, реалистичный взгляд на вещи и явления. Энергичность, способность находить решения возникающих проблем, самостоятельность.
Ветви, исходя из ствола, расширяются, так что на конце они оказываются шире, чем вначале. Ребенок – возмутитель спокойствия. Он ориентирован на внешний мир, любит приключения и забавы, не упустит случай проявить себя, склонен к риску, обладает духом авантюризма и здоровой агрессией.
Одномерные ветви в виде паутины или напоминающие брызги фонтана. В рисунках маленьких детей – нормальное явление, у детей постарше – признак крайней неуверенности. Ребенка что-то беспокоит. В силу наличия проблемы он чувствует нервозность, вспыльчивость, раздражительность.
Ветви отделены от ствола – слабая связь с реальностью, поверхностность мышления, непостоянство характера.
Искривленные ветви – мягкий, неустойчивый характер, неуверенность, склонность поддаваться чужому влиянию, подчиняться. Ему больше нравится бездельничать и развлекаться, чем сосредоточенно трудиться над чем-нибудь.
Тонкие, слабые ветви, склоненные вниз – кроткий, покорный характер. Это меланхоличный, замкнутый ребенок, склонный к размышлениям и уединению. Он внешне безропотный, но внутри может переживать сильные эмоции.
Ветви, бескомпромиссно направленные вверх – прямолинейный, вспыльчивый ребенок, не способный сдержать свои эмоции, контролировать импульсы, склонен к риску. Предпочитает скорее действовать, чем думать.
Среди ветвей отдельные, растущие в противоположном направлении – тревожный признак. Это выражение внутреннего конфликта (если ребенок старше дошкольного возраста).
Спиленные ветви – крайний негативизм, угнетенное состояние, отсутствие веры в будущее, ощущение ненужности и бесполезности (дети старше 9 лет).
Крона.
Крона овальной формы – скрытность, некая отгороженность от внешнего мира. Ребенок, склонен не решать проблемы, а уходить от них, замыкаться в себе. Любит фантазировать, в реальной жизни он не привык к решительным действиям, для этого он слишком медлителен.
Крона состоит из нескольких частей, напоминая стаю облачков, - осторожность, вдумчивость, способность анализировать и находить решения возникающих проблем, склонность к самоконтролю, аккуратность во всем – и в манере поведения, и в отношении к окружающим.
Форма кроны напоминает форму цветка – незрелость и поверхностность мышления или достаточно хорошая адаптация, легкость восприятия, здоровый оптимизм, жизнерадостность. Предпочтение интерпретации отдается с учетом значения других элементов рисунка.
Овальная, спиралевидная форма кроны – сосредоточенность на собственном «Я», уравновешенность, самодостаточность. Ребенка трудно вывести из себя, он обладает спокойным, мирным характером, старается не контактировать без необходимости с окружающими, избегает суеты, замкнут. Изображение концентрических кругов внутри кроны – перенесенная в прошлом психическая травма.
Крона типа «шкура барашка» - энергичность, трудолюбие, энтузиазм. Ребенок с удовольствием берется за дело, и доводит его до конца, никогда не жалуется, относится к жизни легко, воспринимает ее жизнерадостно, но поверхностно, глубина явлений остается для него скрытой, недоступной. Он не способен «читать между строк», часто рассеян. Увлекающаяся натура, обладает хорошим физическим здоровьем.
Крона обозначена беспорядочными каракулями – безалаберность, импульсивность. Такой ребенок склонен к резким сменам настроения, легко возбуждается, выплескивает свои эмоции, не любит что-то скрывать и держать в себе. Легко забывает обиды, незлопамятен. Действует спонтанно, руководствуется интуицией, обладает способностями к творческой деятельности, артистичен.
Крона любой формы заштрихована или обозначена исключительно нанесением штриховки – нервность, вспыльчивость, несколько ослабленный самоконтроль, подозрительность, смятение, испытывает трудности в принятии решений, склонен скорее доверять авторитетному мнению, чем самому искать ответы на вопросы.
Крона в форме обвисшего облака – слабость «Я», зависимость, слабоволие, безынициативность. Ребенок пассивен, не привык самостоятельно принимать решения, подвержен чужому влиянию.
Любые нетипичные формы кроны – либо сила воображения, творческие способности ребенка, либо низкая социальная приспособленность, спутанность мышления.
Крона любой формы, сдвинутая вправо – направленность ребенка в будущее, активность, стремление действовать, добиваться своего.
Крона сдвинута влево – ребенка больше привлекает свой внутренний мир, ему больше по душе погружение в мечту, чем решительные действия.
Чрезмерно подчеркнутая крона, ярко выраженное акцентирование на ней – эмоциональная заторможенность, слабо развитые способности к рассуждению.
Очень слабое, немощное деревце (даже с опорой) – потребность в поддержке, отсутствие любви и заботы, желание иметь сильного покровителя и ощущать больше теплоты в семейных отношениях и в отношениях с другими людьми.
Ребенок не ограничивается изображением дерева, и создает вокруг целый мир, рисует окружающий пейзаж – наличие чувства неуверенности, незащищенности, уязвимости, которое ребенок маскирует. Ребенок старается не раскрывать себя, опасается негативного к себе отношения со стороны окружающих. Нечто похожее отражает дерево, нарисованное на холме. К уже описанному можно добавить наличие чувства одиночества, ненужности и заброшенности.
Дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники) – некоторая инфантильность или оптимизм, веселый, неунывающий характер.
Листья, цветы, плоды на дереве – хорошее чувство реальности, адекватность, хороший вкус, тщеславие, стремление получить признание и одобрение окружающих.
3. Слово учителя о символе.
4. Проектная деятельность.
1. Работа с информацией ( Интернет, Алексеенко В.В. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Ростов н/Д, 2008.; Левкиевская Е. Мифы русского народа, 2000.)
2. Оформление странички Сказочного дневника.
3. Защита проектов учащимися.
5. Итоги занятия.
Ритуал завершения занятия. Упражнение «Колодец»: вся группа встает в плотный круг, лицом в центр, одновременно по команде ведущего все делают вдох и затем продолжительный выдох со звуком «УУУУУУУУ» в центр круга; упражнение заканчивается с окончанием последнего звука.
Занятие №5
Тема: Прощание со Страной Волшебной сказки.
Цель: создать вещественную модель сказочного мира (по мотивам русских народных сказок), на примере этой модели приобщить ребят к истокам русской культуры, углубить знания о народной культуре.
Ход занятия
I. Игра, направленная на вовлечение всех участников группы в работу.
Ход: ребята становятся в круг, затем ведущий называет цвет. Задача остальных прикоснуться к предмету такого цвета. Тот, кто сделает это последним, и становится ведущим.
II. Моделирование.
1. Введение понятий, представленных в моделирующем упражнении.
Запись на доске: модель сказочного мира.
Задание: объяснить значение всех слов в словосочетании. При затруднении обратиться к словарю.

2.Объяснение целей моделирующего упражнения.
В начале наших занятий мы говорили о создании вещественной модели сказочного мира. Построенные вами дома объекты сказочного мира – это итог всех наших занятий.
Но перед тем как вы начнете рассказывать о них, давайте вспомним о сказочном двоемирии. Что это?
Назовите то, что служит границей между мирами.
Давайте обозначим её на нашей карте.
А теперь каждый из вас расположит свою модель там, где считает нужным.
3. Практическое занятие. Ребята выходят по одному и располагают на карте свою модель объекта Сказочного мира, зачитывая информацию о выбранном объекте из своего буклета.
III. Подведение итога. Заполнение последней страницы Сказочного дневника.
Категория: Сказочные уроки | Добавил: филологиня (2012-07-31) | Автор: Терентьева Ирина Юрьевна E
Просмотров: 3292 | Теги: программа, углублённое изучение литературы, летняя школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Кафедра сказкотерапии [12]
Кафедра философии [9]
Здесь мы печатаем философские сказки и философские статьи о сказке.
Кафедра сказочных игр [5]
Школа волшебников [8]
Или Искусство сочинять сказки
Кафедра теории сказки [21]
Театральная кафедра [2]
Сценарии для школьного театра, для детских праздников
Сказочные уроки [22]
Разработки учителей
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Наш опрос
Любимая сказка моего детства
Всего ответов: 2474
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright Академия сказочных наук. Интернет-портал "Детство-kz"© 2024
    Бесплатный хостинг uCoz