Четверг, 2024-04-25, 11:46 AM

Приветствую Вас Гость

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Академия сказочных наук
Главная » Статьи » Кафедры Академии сказочных наук » Кафедра теории сказки

Баба Яга. Злодейка или берегиня?
Исследовательская работа по литературе "Баба Яга. Злодейка или берегиня?"
Автор: Сарыбаев Мейрам, руководитель проекта - Евсюкова Татьяна Анатольевна.
г.Павлодар
Цель исследования:
Проследить развитие образа Бабы-Яги в литературе, определить ее роль в сказке, попытаться определить происхождение образа.
Задачи:
1. Поиск истоков образа Бабы-Яги;
2. Построение генеалогии образа;
3. Реконструкция обрядового смысла и последовательности действий Бабы-Яги в волшебной сказке.
Методы исследования:
Наблюдение, интерпретация, анкетирование, обобщение.
Актуальность темы:
Все дети любят читать и слушать сказки. Эти волшебные истории, наполненные обаянием мудрой старины, открывают новый мир, в котором каждый получает урок и всегда побеждает зло. Этот мир обладает характерной особенностью — там всегда есть баба-яга. Чем более жесток этот персонаж, чем более страшны ее описания, тем больше дети любят эту сказку. Мальчишкам нравится представлять, что именно он оказался в гостях у бабы-яги и пришелся ей на обед. А разве девочки меньше любят бабу-ягу?.. И вот, кто же эта баба-яга и что в этом лихом существе такого, что пугает, а одновременно и необыкновенно манит и влечет?.. Что притягивает в достаточно мрачном персонаже?.. И неужели ребенок видит скрытую светоносную суть?..
Всем известно – страшная, злобная старуха, крадет детей и уносит в ступе в лес. Баба-Яга - образ необычный, многогранный, истоки его прослеживаются не только у славян, есть прототипы у других народов. Образы Бабы-Яги в волшебных сказках разнообразные и противоречивые. Современных детей Бабой Ягой вряд ли запугаешь. Им, наверное, ближе именно милая старушка из мультфильма, что доброго молодца в бане попарит, напоит, накормит и спать уложит, а утром дорогу покажет и совет добрый даст. Вместо колдовства над кипящим зельем такая Баба Яга заваривает чай из родниковой воды и печёт пироги, которыми и угощает своих многочисленных гостей.
Так какова же она – Баба Яга? Добрая она или злая? Что мы собственно знаем о Бабе Яге, кроме того, что жила она в лесу в избушке на курьих ножках? Оказывает ли влияние ее образ на развитие детей?

Материал исследования:
Тексты сказок А.Н.Афанасьева.

Гипотеза:
Вдумчивый анализ знакомых с детства сказок позволит иначе взглянуть на «плохих» персонажей и даже отчасти переквалифицировать их в положительные герои.

Структура проекта:
1. Обоснование проблемы. Выдвижение гипотезы.
2. Планирование действий по разрешению проблемы.
3. Поиск и обработка информации по проблеме. Анализ волшебных сказок.
4. Анкетирование, наблюдение, исследование. Обработка полученных в ходе исследования данных.
5. Результат работы, выводы.
6. Презентация продукта и его социальной значимости.
План работы:
I. Баба Яга в волшебных сказках.
1. Этимология слов «Баба Яга» - «Костяная нога», «Курьи ножки».
2. Прототипы Бабы Яги.
3. Жилище Бабы Яги.
4. Образы Бабы Яги в волшебных сказках.
5. Истоки происхождение образа.
6. Ритуальные обряды.
II. Развитие образа в современности.
1. Образ Бабы Яги в литературе.
2. Роль мультипликации и кинематографии в развитии образа Бабы Яги.
III. Исследование восприятия образа Бабы Яги детьми дошкольного и школьного возраста.
IV. Уровень детских страхов, их зависимость от возраста, пола и знанием содержания волшебных сказок.
V. Создание собирательного положительного образа современной Бабы Яги.
VI. Вывод.
VII. Используемая литература.

Баба Яга в волшебных сказках.
1. Баба Яга.
Слово «Яга» - огрубленное «Яшка». Яша в славянских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого; отсюда более понятное - пращур.
Слово «яга» является изначальным, позднее измененным названием змеи. Общерусское «змея» не является исконным названием пресмыкающегося, а возникло по связи со словом «земля». Слово же «яга» в переводе с древнего ahi – змей.
"Баба Яга, или Яга-Баба, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи. Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем". "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля.
"Ага" со многих тюркских языков переводится как "старейшая, верховная".
Баба — главная женщина во всех культурах. Каменным бабам поклонялись многие народы. Бабой называли женщину только после рождения ребенка. Однокоренное слово «бабай» тоже означает домового, главу рода.
«Яга» — огнь — огонь. Был глагол ягать. Это особый крик, в котором концентрировалась вся энергия. То есть Баба-яга была главная матерь, которая знала все. ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна и ягинична, род ведьмы, злой дух, под личиною безобразной старухи.
Костяная нога.
Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба –Яга костяная нога.(«Иван – Быкович»). Вошел в избушку Иван, гостиный сын, а там лежит Баба – Яга костяная нога. («Сказка о Василисе Премудрой»).
Костяная нога упоминается почти всегда в единственном числе-образ одноногой Яги. Её одноногость является основанием, что она входит в круг божеств. Уже само наименование - яга - означа¬ет «злая» и одновременно «больная». С ним связана и такая постоянная примета бабы-яги, как костяная нога. В не¬которых славянских языках слово «ягая» обозначает человека с больной ногой.
Курьи ножки.
«Стоит избушка на курьих ножках, кругом избушки двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове и только один не занятый. Подумал Иван-царевич: "Уж не моей ли он головы дожидается?"»
Археологам хорошо известны небольшие деревянные срубы, стоящие на «курьих ножках», то есть на пнях, которые можно обнаружить при раскопках курганов Х века. Вокруг них, как правило, идет кольцевая ограда из шестов, а на шестах человеческие черепа. Предназначались эти срубы для погребального обряда. В них, совершив положенные ритуалы, оставляли покойника. Через некоторое время останки выбрасывали, череп водружали на шест, а в сруб клали другого покойника.
Откуда взялись в лесу «курьи ножки». Вок¬руг векового дерева змеятся по земле кор¬ни. Они цепко держатся за землю и не да¬ют дереву упасть даже в сильный ветер. Не случайно, лесные жители - охотники, сборщики шишек, пчеловоды - старались использовать такие пни как основание для небольших домиков, где можно бы¬ло провести ночь, не опасаясь диких зве¬рей. А народная фантазия превратила их в «курьи ножки».

2. Прототипы Бабы Яги.
Истоки образа Бабы-Яги кроются в мифологии – славянской богини смерти. Богиня эта – одна из древнейших. У Яги есть прототипы в других странах. У греков ей соответствует Геката – страшная богиня смерти, ночи, колдовства и охоты. У германцев – Перхта, Хольда. Перхта-Хольда обитает под землей, повелевает дождем, снегом, и вообще погодой и носится во главе толпы призраков и ведьм. У индийцев – не менее жуткая Кали. Есть е предположение, что в образе Бабы Яги запечатлена царица амазонок, царь-девица.

3. Жилище Бабы - Яги
Согласно сказкам, Баба – Яга живет в лесу на курьих ножках , вокруг избы – забор из человеческих костей, и на заборе вместо горшков – черепа, вместо засовов – нога, вместо запоров – руки. Жилище Бабы Яги представляет собой либо чудесную избушку на курьих ножках, способную к самостоятельному передвижению, либо добротный дом, окруженный крепким забором, где "изобилье во всем", а в просторном дворе множественные хозяйственные постройки: баня, конюшня, погреба, закрома.

Вышла Марьюшка на поляну, а на поляне избушка на курьих ножках, вокруг тын, а на кольях лошадиные черепа («Финист – ясный сокол»);

Ехал по долам, по горам, по зелёным лугам и приехал в дремучий лес, в том лесу стоит избушка, на курьих ножках, на бараньих рожках ( «Иван - Быкович») .

Побежала – стоит избушка на Курьих ножках, стоит - поворачивается ( «Гуси – Лебеди»)

В сказках Баба-Яга обитает чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще.

4. Образы Бабы Яги в волшебных сказках.
Образ Бабы Яги в волшебных сказках многогранен.
 Яга-воительница;
Яга –сражается с героями и побеждает многих из них. Яга-воительница, прилетев в избу и за¬став в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти. Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю, нападает во главе целого воинства.
…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить. ( «Баба-Яга»)
 Яга-похитительница;

В сказках она часто похищает детей и стремится изжарить их в печи, после чего следует бегство и спасение.

…Как вдруг... Зашумели, закричали, налетели гуси-лебеди, подхватили и унесли бедного Ванюшку, младшего братца Машеньки. («Гуси – Лебеди»). Баба Яга выступает в этой сказке в роли похитительницы. Она показывает себя в ней с самой нехорошей стороны, недвусмысленно проявляя свои людоедские способности.

 Яга-дарительница;
Яга–дарительница – это первые провожатые героя на пути в запредельный мир. Другим провожатым является ее подарок – волшебное средство (клубочек) или волшебный помощник (конь). Сама Яга обычно не имеет права покинуть свой пост ради героя. Она лишь на словах знакомит гостя с тем, с чем ему придется столкнуться в пути. Но ее советы жизненно необходимы для путника.
Этот тип можно разделить на несколько подтипов:

а) Яга-советчица. Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью, к примеру, к своей старшей сестре.
… - Ладно, спасибо потом скажешь, а теперь слушай, что я тебе накажу: будут золотое веретенце покупать – не продавай, а просись Финиста – ясна сокола повидать. («Финист – ясный сокол», русская народная сказка).

б) Яга-повелительница сил природы и животного мира. Яга повелевает утром, вечером, ночью, ветром, волками, медведями, другим лесным зверьем.
…Стала Баба – Яга спать ложиться и говорит:
- Когда завтра я уеду, ты смотри – двор вычисти, избу вымети, обед состряпай, бельё приготовь. («Василиса Прекрасная»)

в) Яга-охранительница . Следит с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка) за похождениями героя.

 Яга-прародительница;
Мать- бабка для нескольких своих дочерей - внучек - ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба Яга»).

5. Истоки происхождения образа Бабы Яги.
Образ Бабы-Яги с точки зрения происхождения очень сложный и неоднозначный. Существует несколько точек зрения на этот счет.
• Змеиха.
Первоначальный образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного – змеи. Одноногие или хромые существа издревле соотносились с образом змеи: в сказках Баба-Яга летает, как мифический змей, к тому же однонога или хромает.
• Лесная хозяйка.
Образ лесной Яги-ведуньи связан с отождествлением ее с женщинами-знахарками, которые жили в лесах, собирали лечебные травы, делали целебные снадобья или зелья, помогали тем, кто приходил к ним за помощью.
• Повелительница мира мертвых.
Яга в сказках часто выступает именно как привратница, стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводницей в иной мир. Она испытывает героев, пытающихся проникнуть мир мертвых, и помогает тем, кто эти испытания выдержал.
• Богиня – мать.
Можно предположить, что образ Яги является трансформацией древнейшего образа богини-матери, повелительницы мира. Некогда богиня-мать считалась верховным божеством, однако позже перестала почитаться людьми как хозяйка мира, а превратилась в демоническое существо, несущее смерть.
6. Ритуальные обряды.
• Купание героя в бане.
…«Сначала баню истопи, попарь, накорми, потом уж и расспрашивай» - говорит Иван-царевич Бабе-Яге. Однако ритуал купания и прием пищи – свидетельство не гостеприимства, а обрядовая необходимость. Баня у славяне служила целям народного целительства, знахарства.
• Обряд перепекания.
У славян существовал обряд «перепекания» для слабых и больных детей. Ребенка сажали на хлебную лопату, трижды засовывали в теплую печь с пожеланием здоровья. В сказках Баба Яга часто похищает детей и стремится изжарить их в печи.
• Обряд инициации.
Посвящение юношей в охотники. Экзамен на зрелость для мальчиков 10-12 лет, когда они проходили испытания в лесу и на это время как бы «умирали» для племен.

Развитие образа в современности.
1. Образ Бабы Яги в литературе.
Образ Бабы-Яги широко использовался авторами современных литературных сказок — например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке».
Баба-Яга стала одним из основных источников образа Горыныч, персонажа повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».
В новелле «Баба-Яга» Хэллбой, во время схватки с Ягой, выбивает ей левый глаз. Также образ Бабы-Яги встречается у современного автора русской литературы — Андрея Белянина в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха». Она выступает в роли положительного героя – сыщика при дворе царя Гороха.
Детство и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева. Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы-яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки».
Баба-Яга появляется также в серии комиксов «Армия Тьмы», где представлена уродливой старухой, желающей заполучить книгу мёртвых, чтобы вернуть себе молодость.
2. Роль Баба Яга на экране.
Чаще других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр в фильмах «Морозко», «Кащей Бессмертный», «Конёк-Горбунок».

В фильмах «Там, на неведомых дорожках» и «После дождичка в четверг» роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна Пельтцер. В фильме «В тринадцатом часу ночи» роль Бабы-Яги исполнил Зиновий Гердт. В фильме «Книга мастеров» роль Бабы-Яги исполнила Лия Ахеджакова.

Смешные мультяшные Бабки - Ёжки в мультипликационном фильме «Летучий корабль».

Исследование восприятия образа Бабы Яги детьми дошкольного и школьного возраста.
Анкетирование учеников средней школы №4 им.К.Макпалеева
и воспитанников средней группы детского сада № 50.
Цель: изучить восприятие образа Бабы Яги детьми разных возрастных категорий.
Охват анкетированием: 22 учащихся 1 класса, 25 учащихся 4 класса и 20 воспитанников детского сада.
Результат: представляется в виде таблицы и диаграммы.
Вопросы анкеты:
• Кто такая Баба Яга?
• Как она выглядит?
• Где она живет?
• Как она живет?
• Чем она прославилась?
• Почему люди считают ее плохой?
• Оправданно ли это?
• Твоя любимая героиня русских народных сказок.
Результаты анкетирования.
1. Кто такая Баба Яга?
Варианты ответов Дошкольники 1 класс 4 класс
Колдунья, ведьма 7 8 11
Чародейка 3 5 7
Людоедка 8 8 5
Не знаю 2 1 2
Как она выглядит?
Горбатая с длинным носом. 17 14 18
Старушка в грязной одежде 3 7 7
Не знаю 0 1 0
Где она живет?
В избушке на курьих ножках 6 12 17
В лесу 2 3 2
В теремке 8 2 2
В пещере 4 5 4
Как она живет?
Одиноко 7 12 18
Весело 4 6 1
Бедно 8 3 6
Богато 1 1 0
Почему люди считают ее плохой?
Ест детей 12 8 6
Варит зелье 5 6 12
Творит зло 3 8 7
Твоя любимая героиня русских народных сказок.
Баба Яга 5 8 8
Баба Яга – это…

Внешность Бабы Яги.

Местожительства Бабы Яги.

Образ жизни Бабы Яги.

Почему люди считают ее плохой?

Вывод: По результатам анкетирования можно отметить , что большинство детей воспринимает Бабу Ягу как отрицательный персонаж сказок, неряшливый, лживый, стремящийся причинить вред. Особенно ярко ее представляют дошкольники и первоклашки. Многие учащиеся 4 класса уверены, что Баба Яга не плохой персонаж, а всем ее «злым» поступкам есть логические оправдания. Всего несколько четвероклассников верит в людоедские наклонности Бабы Яги, тогда как большинство дошколят уверены, что Баба Яга уносит в лес и ест детей.

Уровень детских страхов, их зависимость от возраста, пола и знанием содержания волшебных сказок.

Цель: Исследовать зависимость детских страхов Бабы Яги от возраста детей, уровня знаний поведения персонажа в различных сказках.

Объект исследования: дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Изучаемые параметры: сон, сновидения, уровень тревожности, знание различных образов Бабы Яги.

Результаты. Представлены в виде таблицы и диаграммы.

Страхи детей перед Бабой Ягой.
3 года 4 года 7 лет
Страх отсутствуем Страх есть Страх отсутствуем Страх есть Страх отсутствуем Страх есть
Девочки 72% 28 % 50% 50 % 51% 49%
Мальчики 66% 34 % 58% 42 % 62% 38%

Наличие кошмаров в сновидениях.
3 года 4 года 7 лет
Без или с хорошими сновидениями Кошмар в сновидениях Без или с хорошими сновидениями Кошмар в сновидениях Без или с хорошими сновидениями Кошмар в сновидениях
Девочки 65% 35 % 37% 63 % 57% 43%
Мальчики 52% 48 % 49% 51 % 61% 39%

Знание положительных и отрицательных поступков Бабы Яги.
3 года 4 года 7 лет
Наряду со злом – героизм. Только злые поступки Наряду со злом – героизм. Только злые поступки Наряду со злом – героизм. Только злые поступки
Девочки 32% 68 % 36% 74 % 62% 38%
Мальчики 21% 79 % 24% 76 % 56% 44%

Вывод: С помощью психолога школы определены частые страхи детей трех, четырех и семилетнего возрастов. Специальный опрос показал наиболее частые страхи перед Бабой Ягой мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года. Мальчики раньше начинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чаще их боятся. Отрицательные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей, плохим знанием народного фольклора. Так большая часть детей, испытывающих страхи перед чудовищами, заявляют о том, что в случаях неповиновения их пугают родители. Детям, имеющим проблемы со сном, никогда не читают сказок. Такие дети чаще всего засыпают в одиночестве или под просмотр телевизора. По мнению психолога способствует страхам неблагополучная атмосфера в семье и чрезмерная опека, постоянное нахождением рядом взрослых, предупреждение каждого самостоятельного шага ребенка.

Создание собирательного положительного образа современной Бабы Яги.
В чащобе густой, среди ягод и мхов,
Где - строго по правилам детских стихов -
Людская вовек не ступала нога,
Жила одинокая Баба-Яга.
Такой уж дремучей она не была:
Имела утюг и на шёлке спала.
И был ей компьютер - единственный друг.
И с ним она свой коротала досуг.

Баба-яга живет в страшном жилище – куриные ноги у коттеджа, забор из костей, украшенный черепами. Но это только на первый взгляд. На самом же деле изба у нее дрессированная или технически совершенная – это уж кому как больше нравится. Много ли вы видели домов, которые по команде поворачивались бы "к лесу задом, ко мне передом"? Вот то-то же. Самоходная ступа тоже заслуживает всяческих похвал. Экологически чистый вездеход с возможностями самолета с мощной противоугонной системой.
Теперь присмотримся к самой Яге. Баба-яга смелая. И прямо говорит наглецу то, что она о нем думает. Далее бабка понимает, что опасаться ей нечего, и проявляет себя как радушная хозяйка и прекрасный кулинар: топит молодцу баньку и готовит ему превосходный обед по французским рецептам – из лягушачьих лапок.
Пожалев добра молодца, бабка дает ему на прощание совет, компас, волшебный клубок или даже спутника в тяжелую дорогу. Просто чудо, а не бабка.
Почему она страшная? Ну, во-первых, возраст. Сложно дожить до ста лет и сохранить красоту. А во-вторых, это способ самозащиты. Живет ведь Баба-яга одна-одинешенька, вместо ноги – протез костяной, а вокруг лес темный. Страшно. А была бы она молодой и красивой, сразу бы рядом нарисовался бы добрый молодец, забывший про свое боевое задание или сбежавшую жену. И была бы она никакая не Баба-яга, а просто обычная женщина. Как и всякая настоящая женщина, Баба-яга - личность таинственная и до сих пор до конца не разгаданная.

Вывод: Баба Яга – берегиня.
Недавно в селе Кукобой, что находится на границе Ярославской и Вологодской областей, был открыт Музей Бабы Яги. Этому событию предшествовало объявление старинного села родиной сказочной ведьмы. "Экспозиция", как и полагается, разместилась в рубленой избушке, правда пока без курьих ножек: их появление, по заверениям устроителей музея - дело времени.
Баба Яга предстает этакой мирной и веселой старушенцей, которая и поиграет с тобой, и пошутит, и чаем с пирогами угостит. Никакого страха и отвращения такая героиня, естественно, вызвать не может. Дружеское общение со злой ведьмой, а по сути Баба Яга является именно ею, становится нормальным явлением. Организаторы Музея ссылаются на то, что их Баба Яга - своего рода берегиня, хранительница народных традиций и устоев.

За что я люблю ее? За то, что она правдивая, умная, самостоятельная, независимая и совсем не страшная. А еще она одинокий инвалид (про костяную ногу не забыли?). В редкой сказке ей удается восторжествовать, а чаще всего ее убивают или ссылают в избушку на курьих ножках на краю света. Уж на пир-то точно не позовут. Забудут. Совершенно несправедливо.

Скачать презентацию можно здесь:
http://kollegi.kz/load/36-1-0-1904

Категория: Кафедра теории сказки | Добавил: Людмила (2012-01-23)
Просмотров: 11961 | Рейтинг: 4.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории раздела
Кафедра сказкотерапии [12]
Кафедра философии [9]
Здесь мы печатаем философские сказки и философские статьи о сказке.
Кафедра сказочных игр [5]
Школа волшебников [8]
Или Искусство сочинять сказки
Кафедра теории сказки [21]
Театральная кафедра [2]
Сценарии для школьного театра, для детских праздников
Сказочные уроки [22]
Разработки учителей
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Наш опрос
Любимая сказка моего детства
Всего ответов: 2474
Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright Академия сказочных наук. Интернет-портал "Детство-kz"© 2024
    Бесплатный хостинг uCoz