СКАЗКА У НАС В ГОСТЯХ
Праздник «Сказка у нас в гостях» -
особенный.
С первой же минуты участники должны
почувствовать, что сегодня они увидят и услышат что-то очень интересное. Что
же нужно сделать для того, чтобы праздника сразу почувствовали себя в
«сказочной» атмосфере? Прежде всего надо подумать о том, чтобы само
помещение, где будет происходить классный час, было украшено по-сказочному.
Оформите комнату. В этом вам помогут ребята-художники, кружок «умелые руки».
Это может быть избушка на курьих ножках,
необыкновенные сказочные деревья - объемные или нарисованные, или даже
настоящие, но только по-особому украшенные, например; «у Лукоморья дуб
зеленый» с золотой цепью на нем.
Это могут быть ширмочки, на которых
художники нарисуют разных сказочных героев или просто обложки сборников
сказок.
Это могут быть силуэты героев сказок,
вырезанные вами, и многое другое, что лучше всего придумать вам самим. Сцену
или площадку, где будет идти программа, обставьте так, чтобы середина ее была
свободна для танца, для чтения сказок с живыми иллюстрациями, для пантомимы,
для инсценировки. Ваши электротехники и осветители должны подумать о том, как
поинтереснее, «поволшебнее» осветить сцену и зал. Можно использовать синие,
красные, зеленые фильтры, сделать свет скользящим, мелькающим. Хорошо было бы,
если бы все участники сбора пришли в костюмах, устроили бы сказочный карнавал.
Для этого следует заблаговременно вывесить плакат с обращением к участникам
этого сбора о том, чтоб они сами придумали и сделали костюмы героев сказок.
Сказочница и Сказка - два ведущих на этом празднике; эти роли должны исполнять
ученики старших классов. Придумайте для них интересные костюмы. Посмотрите
для этого иллюстрации к сказкам. У Сказочницы через плечо должна быть надета
сума, полная разных сказок. Сделайте ее броской, яркой, чтобы она сразу
привлекла внимание. Эта же сума в литературных играх будет «Сумой с
потерянными и найденными вещами».
В руке у Сказки должна быть «волшебная»
палочка. Хорошо, если ваши электротехники сделают ее светящейся.
Программа начинается с выхода Сказочницы,
которая говорит свое «Слово о сказке».
Составляя программу, помните о том, что она
должна быть разнообразной и идти от менее эффектного к более эффектному
зрелищу. Так, если вы начнете с простого чтения сказки, то затем вы можете
дать в программе «сказку с живой иллюстрацией» или отдельные сценки из сказок,
в виде живой картины, пантомимы и инсценировки. Вы можете взять, например,
сцену из сказки «Золушка» Ш. Перро.
Живая картина. Золушка сидит на стуле и протягивает ножку без туфельки
стоящему перед ней на одном колене гонцу королевича; за стулом Золушки стоят
сестры-завистницы, с негодованием и презрением смотрят на эту примерку. В этой
сцене может участвовать и мачеха Золушки. Если вы захотите, эту неподвижную
картину можно оживить. По мановению волшебной палочки Сказки все действующие
лица приходят в движение: гонец надевает туфельку на ножку Золушки. Туфелька
приходится впору. Сестры в отчаянии заламывают руки, мачеха хватается за
голову. Затем Золушка достает из кармана вторую туфельку и надевает ее. Все
изумлены. Золушка радуется и танцует, а сестры падают перед ней на колени и
просят простить их. Это и будет пантомима. Такими небольшими сценками вы
можете иллюстрировать любую сказку по вашему выбору, учитывая, конечно, ваши
возможности: наличие нужных исполнителей, уменье обставить эту сцену и сделать
нужные костюмы. Рассказывать сказку нужно перед занавесом; в это время на
сцене бесшумно приготовить живую картину; в нужное время по мановению
волшебной палочки Сказки занавес раздвинется, и перед зрителями будет как бы
живая иллюстрация, которая при желании может перейти в пантомиму. Пантомима
должна идти без слов, иногда под музыку. Пантомима может перейти в
инсценировку, если действующие лица начнут разговаривать. Занавес в течение
всей программы раздвигается лишь по мановению волшебной палочки Сказки. После
сказки с иллюстрацией вы можете дать небольшую инсценировку. В этом разделе
помещена инсценировка сказки «Теремок». Инсценируйте какую-нибудь сказку сами.
Второе отделение – литературная игра, которую проведут Сказочница и Сказка или
какие-либо другие персонажи сказок в костюмах.
Литературные игры знакомы вам по другим разделам. Желательно, чтобы диалоги
велись персонажами сказок в костюмах.
Вы сами можете подобрать народные загадки. Их можно тоже несколько
театрализовать: выпустить семь девочек в пестрых платочках. На груди у каждой
по одной букве из слова «Загадки». Выходя, они могут исполнить какой-нибудь
несложный танец и затем выстроиться в линейку. Каждая из семи задает по одной,
две, три и больше загадок, в зависимости от вашего желания. Сказав свою
загадку, первая девочка с буквой «з» становится в ряд после буквы «и»; так они
перемещаются, пока первая буква не приходит снова на свое место и снова
задает загадку, и так далее. Могут они и стоять на одном месте и по очереди
загадывать по одной или по две, по три загадки каждая. За отгадку зачисляется
отгадавшему очко и причисляется к очкам, полученным в литературных играх
Пословицы могут идти в конце 1-го отделения или заканчивать
литературные игры. Игра заключается в том, что ведущий произносит почти всю
пословицу. Например, «Кончил дело, гуляй...» слово в рифму говорят из зала:
«смело». Пословицы тоже можно театрализовать. Так же как и в загадках, выходят
в разных платочках на этот раз девять девочек. На груди у каждой по букве из
слова «Пословицы». Они тоже, выходя, могут станцевать простой танец и затем
выстроиться в линейку; и каждая произносит по очереди по одной пословице, не
договорив последнего слова. В библиотеке или в коридоре школы можно заранее
поставить ящик с наклеенным на нем обращением к ребятам, чтобы они опускали в
ящик пословицы и загадки, собранные и записанные ими самими.
Завершается праздник торжественным шествием всех костюмированных участников
сбора под музыку марша. Для оценки костюмов необходимо организовать жюри, в
которое обязательно должны войти Сказочница и Сказка. Желательно, чтобы и
остальные члены жюри были героями сказок; это может быть доктор Айболит,
Звездочет в остроконечной высокой шапке с наклеенными на ней звездами и
другие. Чем проще материал, из которого сделан костюм (бумага, картон,
окрашенная в разные цвета марля), чем изобретательнее автор, тем выше должна
быть оценка костюма. Костюмы должны быть простые, не стесняющие движений.
Могут быть и не полные костюмы, а лишь отдельные детали. Персонажи сказок,
построенные парами и группами Сказочницей и Сказкой, проходят из зала на
сцену. Проходя перед жюри, каждый из участников шествия останавливается, чтоб
дать возможность оценить свой костюм, и, обращаясь в зал, спрашивает: «Кто
я?» Группа героев из одной сказки может разыграть небольшую сценку.
Например, если из сказки «Репка» будут налицо Репка, Дедка, Бабка, внучка и
т. д., то им лучше, и выходя на сцену, держаться один за другого; а дед должен
держаться за Репку, как бы стараясь ее вытащить.
В конце праздника на сцену надо вызвать тех, кто удостоен премии за
свой костюм. Вызывать и вручать премии будут Сказочница и Сказка.
СЛОВО О СКАЗКЕ
Сказочница (выходит перед занавесом, вглядывается в зал). Сколько вас
сегодня собралось! Понятно! Ведь сегодня у нас в гостях Сказка. Подождите,
скоро она придет; она сама поведет с вами разговор. Сегодня опустеет моя сума
(через плечо у сказочницы надета сума). Впрочем, ненадолго. Уйдут из
нее одни сказки, придут другие. Сказок ведь много на свете, бесконечно много.
И в книгах и в жизни. Нет ни одного народа, который бы не слагал сказки.
И все больше и больше сказок мы видим вокруг нас в жизни. Вот звездная сказка
– о первом космонавте Юрии Гагарине. Что? Вы говорите, это не сказка? И да, и
нет! Ведь мы говорим о его полете. Это сказочный полет, это сказочный корабль.
Это сказочный летчик. Правда, вот сказка и ушла в жизнь. И много-много других
сказок стало былью.
Если вы подумаете, вы сами мне назовете, что из сказок уже сейчас стало
былью,. (Из зала могут назвать некоторые вещи, которые из сказок перешли в
жизнь. Сказочница должна четко повторить то, что скажут из зала. В случае,
если ничего не назовут, то Сказочница должна сказать об этом сама.)
Все вы знаете, что в сказках есть человек Зоркий Глаз. Он видит далеко, за
много верст. А человек Большое Ухо приложит ухо к земле и слышит то, что
делается за тысячу верст. А у нас теперь есть телескопы, через которые мы
видим, что делается на далеких планетах. У нас есть радио, телефон,
радиолокаторы, солтовые телефоны, плейеры, магнитофны. Разве это не человек
Зоркий глаз, человек Большое Ухо из сказки, шагнувшие в жизнь?
И разве это все, что перешло из сказки в жизнь? А всякие топоры тяп-ляп,
волшебные лопаты, дубинки и другие волшебные вещи? А что будет дальше? Без
сомнения, вы сами будете совершать сказочные полеты к другим планетам, к
далеким звездам.
Вы будете творить сказку в жизни.
Ну а сегодня вы собрались, чтобы слушать сказки, чтоб видеть сказки. Позовем
же сказку! Пусть придет она к нам.
- Сказка, сказка, мы ждем тебя!
(В зал)
Давайте все вместе ее звать. Сказка, сказка, мы тебя зовем!
Тихая музыка.
Вот она. Слышите?
Музыка продолжается.
Она уже здесь, Сказка. Пришла.
Сказка (появляясь из-за занавеса). Здравствуйте, ребята! Сегодня я у
вас в гостях. (Смотрит в зал.) Я вижу моих добрых друзей среди вас.
Сейчас вы услышите замечательную сказку. Слушайте ее внимательно. Сказка -
это ведь мудрость народа. Сказку слагает сам народ. Через века пришла она к
нам, от той поры, когда люди и писать-то еще не умели. Поэтому она и
называется Сказка, потому что она сказывается, рассказывается. И всегда в
сказке побеждает правда, потому что народ — всегда за правду.
Сейчас вам расскажут (говорит название сказки и какому народу она
принадлежит).
КОВЕР ЖИЗНИ
Туркменская сказка
Жили на берегу реки счастливые люди. Хорошо жили. По два урожая снимали в год.
Вода чистая, а где много воды, там и пшеницы много, и хлопка, и веселья, и
счастья! В садах урюк зреет, миндаль цветет, виноград вьется.
Радовались люди и. не знали, что черная зависть, как змея, подползает к их
порогу. Узнал о богатом крае жестокий и жадный хан. Послал тысячу тысяч
всадников; Завязался бой! Дома горели, сады горели, вода в реке замутилась и
стала красной от крови.
Крепко любили люди свою землю, но еще сильнее .любили свободу. Не захотели
покориться хану и стали отходить в глубину степей.
Пришло горе к людям. Но не думайте, что они погибли. Они умели трудиться, а
труд горы с места сдвинет, из камня воду достанет!
У одного смелого джигита была дочка - девочка Гюль. В счастливые дни была она
свежей, как молодое яблочко, румяной, как лепесток гвоздики, но в пустыне
лицо ее потемнело, одежда износилась и жизнь стала горькой, как трава полынь,
потому что мать девочки погибла от лишений.
Так горевала девочка, горевал с ней вместе отец. И отец сказал однажды:
- Что ты сидишь без дела. Пойди прибери в доме. Хоть на час за работой
забудешь горе!
Она подмела земляной пол, вытрясла войлочную подстилку и развязала мешок, и
вдруг ей попались под руку клубки шерсти, ножичек и ножницы. Когда-то мать
обучала ее ткать ковровые подстилки.
Найдя вещи матери, она крепко прижала их к своей груди, и в ее глазах
засветилась радость. С этого дня все переменилось для нее.
Гюль побежала в аул разыскивать своих подруг, и засели они все за работу.
Не простую подстилку задумали выткать, а многоцветный ковер. День за днем
расцветал узор на ковре. Синий цвет неба, красный цвет маков, белый цвет
облаков, плывущих над рекой, вплетали девочки в свой ковер.
Трудно было, пальцы не всегда слушались, но подруги не ленились. Мастерицы не
замечали усталости, потому что работа вернула им радость.
И соткали девочки красивый ковер.
Весь аул собрался поглядеть на их работу. Сколько тут было радости, сколько
слез и улыбок! Каждый хотел унести ковер в свою кибитку и никогда с ним не
расставаться.
Что делать? Никого нельзя обидеть. Аул велик, а их было только трое. Пришлось
взяться за обучение. Женщины и девушки со всего аула стали собираться вместе.
Всех их обучала Гюль.
Разукрасили женщины коврами свои кибитки, но этого показалось мало мастерицам.
Задумали они выткать большой ковер, чтобы цветущим лугом покрыл он пески
вокруг аула. И принялись все за работу. И выткали чудо-ковер. Он покрыл пески
пустыни, и цветущий луг окружил аул.
Пошла слава о чудесном ковре, об искусстве Гюль и ее мастериц. Услышал о
чудо-ковре жадный хан, и захотелось ему еще раз отнять чужое счастье.
Хан посадил на горячих коней тысячу всадников, и поскакали они в пески, чтобы
вырезать всех мужчин, взять в плен мастериц и захватить чудесный ковер.
Ковровщицы еще издали услышали топот конницы. Они не спали всю ночь и выткали
к утру новый ковер, а на ковре широкую и бурную реку. Седые гребни подымались
над черной пучиной и грозили всем гибелью. Женщины разостлали ковер на пути
хана, и широкая река преградила ему путь. Дикие кони подскакали к ковру-реке
и стали как вкопанные.
Так продолжалось три дня, и только на четвертый по приказу хана кони взвились
на воздух и перелетели через грозные волны. Но ковровщицы не дремали и тут. За
три дня они выткали второй ковер и на нем неприступную стену с башнями, такую
высокую, что вершины ее упирались в тучи.
Они разостлали и этот ковер в пустыне, и стена, неприступная, словно
крепость, поднялась на пути хана, Воины подскакали к стене и остановились.
Только на десятый день под угрозой смерти воины вскочили на коней и пролетели
через стену. А за десять дней мастерицы выткали третий ковер и на нем
невиданный чудесный узор: цветы горели на нем, как пламя. Этот ковер мастерицы
разостлали перед самым аулом.
Как ветер, мчался хан со своим грозным войском на аул. Кони вынесли всадников
на высокий бархан. Хан глянул вперед и в ужасе осадил коня: земля горела у
него под ногами!
Разбойник не выдержал, дико вскрикнул и повернул коня обратно, и за ним
врассыпную бросилась его конница. Вихрем неслись дикие всадники по пескам,
птицами. перелетали через барханы, но не спасли их от гибели быстрые кони.
Черная песчаная буря поднялась им навстречу, и тысячи грозных всадников и сам
жадный хан полегли в пустыне, засыпанные раскаленными песками.
С тех пор прошли сотни лет. От Гюль мастерство перешло к ее детям, от ее детей
- к ее внукам и дошло до наших дней.
И в наши дни, как и тысячу лет назад, ковры рассказывают людям о счастье
труда, о веселых садах, о ярких цветах, о лучезарном солнце Туркмении.
БЕССТРАШНАЯ НЖЕРИ
Суданская сказка
Га, та нан, га та нан, та дже, та комо!
Так начинают сказку африканцы.
«Смотри, вот она, вот она, она идет, она пришла» - значат эти слова по-русски.
Она - это сказка!
Много дней солнце жгло землю. Много дней не было дождя. Реки высохли, обмелели
озера. Все выгорело, засохло. Голод подбирался к людям.
Тогда собрались старейшины племени; они призывали колдунов и заклинателей;
долго думали колдуны и заклинатели и наконец сказали:
- Только Нжери, прекрасная Нжери может спасти народ. Принесите ее в жертву - и
снова потекут реки, снова заблестят водой озера.
И отец Нжери повел ее к пересохшему озеру. Глаза его были полны печали, и
сердце болело. Он отдавал народу свою любимую дочь.
- Отец, - спросила Нжери, - это правда, что ты сказал, что только я могу
спасти свой народ?
- Это правда, - прошептал отец, и лицо его посерело.
- Тогда пусть скорей придет дождь! - сказала Нжери.
И в озере появилась вода. Было ее еще мало. Она только замочила ноги Нжери.
- И ты, мать, - спросила Нжери, - говоришь: «Пусть погибнет моя Нжери, если
это нужно, чтобы спасти народ?»
Мать заплакала и прошептала:
- Да, я так сказала.
- Тогда приходи, дождь! Приходи! Спаси мой народ!
И вода поднялась до груди Нжери.
- Мой дед, - спросила Нжери, - и ты тоже сказал такие слова?
- Да, - ответил дед с тяжелым вздохом.
- Тогда приходи, дождь, приходи. Прощайте, - сказала девушка. - Нжери
погибнет, чтобы не погибли другие. Прощайте!
И вода захлестнула ее с головой, а дождь, проливной дождь хлынул на землю.
На другой день пришел в селение жених Нжери.
Узнав о гибели Нжери, он в горе ударил хлыстом по воде озера, но старейшины
сказали:
- Не бей по воде. Ведь на дне спит наша Нжери.
А в это время из глубины озера раздался голос девушки.
- Мой жених! - сказала она. - Разве и ты не сказал бы тех же слов: «Пусть
погибнет моя Нжери и спасет наш народ?
И юноша ответил с болью:
- Да, и я бы сказал так.
Тогда вдруг расступилась вода в озере, и со дна его поднялась Нжери. Она стала
еще красивее, чем была раньше.
Юноша взял ее за руки и повел в дом ее родных.
ПОЧЕМУ ПТИЦА УЛИНЦЗЫ ОСТАЛАСЬ БЕЗ ПЕРЬЕВ
Китайская сказка
Царь птиц - мудрый Феникс - праздновал день рождения. Чтобы пожелать Фениксу
десять тысяч лет жизни, в его дворце собралось великое множество птиц.
Во дворце было шумно и весело.
Вдруг Феникс увидел жалкую, ободранную птичку, без единого перышка на
маленьком тельце. Птичка забилась в самый дальний угол, словно понимая, что
ей не место на этом пышном празднестве.
- Что это за птичка? - спросил Феникс. - И почему у нее нет перьев?
- О, это всего только птица улинцзы, - ответили павлины. - Все улинцзы
вылупливаются из яйца совершенно голые да так и ходят потом всю жизнь. Птица
без перьев! Да это просто неприлично! Позволь нам прогнать ее.
Но Феникс пожалел птичку улинцзы. Недаром он считался мудрым, - ведь мудрость
и доброта всегда живут вместе. Он сказал:
- Птицы! Пусть каждая вырвет у себя по одному перышку и подарит ей.
Целый ворох перьев - красных, желтых, зеленых, синих, отливающих серебром и
золотом, в полосочку, в крапинку, гладких — вырос перед голой птичкой.
- Неужели это все мне? - пискнула улинцзы, не веря своему счастью.
И тогда улинцзы оделась в перышки и побежала к бассейну, чтобы полюбоваться на
свое отражение. Она закидывала головку, вертела ею вправо и влево,
переступала ножками, расправляла крылышки. Наконец она не выдержала и громко
запела.
- Чжи-чжи-ча! Чжи-чжи-ча! Обратите внимание на мой хвост, на спинку, на
грудку. Чжи-чжи-ча! Подобной мне нет во всем мире!
И, презрительно вздернув клюв, она повернулась хвостом к гостям Феникса.
Птицы рассердились. Они окружили хвастунью, и каждая вырвала свой подарок.
- Правильно! - сказал Феникс, который был не только добрым, но и
справедливым- Пусть навсегда остается такой, какой пришла сюда!
Так улинцзы осталась без перьев.
О ЛОВКОСТИ
Сказка народа хауса (Африка)
Эта сказка о ловкости. Вот она.
У одного царя было три сына. Как-то раз собрал царь всех своих приближенных и
сказал, что хочет узнать, кто из его сыновей самый ловкий. Недалеко от дворца
рос огромный баобаб. У этого баобаба и должны были царские сыновья показать
свою ловкость. Сел старший из сыновей на коня и поскакал к баобабу.
Приблизившись, он пронзил дерево своим копьем так, что копье прошло насквозь.
А сам он вместе со своим конем проскочил сквозь это отверстие. За старшим
сыном поскакал второй. Приблизился он к баобабу, поднял своего коня на дыбы
и перепрыгнул через баобаб. Наконец настала очередь младшего сына. Прискакал
он к баобабу и вырвал его из земли вместе с корнями.
Кто же из них самый ловкий?
Сказка. А по-вашему, ребята, кто самый ловкий?
Сказительница. Последний самый сильный.
Сказка. Второй хороший наездник.
Сказительница. А старший сын? Он и дерево пронзил копьем насквозь и сам
вместе с конем проскочил сквозь это отверстие.
Сказка. Так кто же самый ловкий?
СТАРИННЫЙ ОБЫЧАЙ
Сирийская сказка
В одном округе находится место, которое называют Каркырьянами. Там есть очень
глубокое ущелье. У каркырьянцев существовал древний обычай: когда кто-нибудь
старился, его сын взваливал старика на спину, волок к ущелью и сбрасывал в
пропасть. Этот обычай существовал в тех местах с давних пор.
Однажды один человек очень одряхлел. И пришел его сын, взвалил старика на
спину и понес, чтобы сбросить в ущелье. На полпути он устал от нелегкой ноши и
уселся отдохнуть. И покачал его отец головой и тяжело вздохнул.
- Отец, почему ты вздыхаешь?
- Сын мой, - ответил старик, - и я отдыхал на этом камне, когда поднимался в
гору, чтобы сбросить в ущелье моего отца.
- Неужели и мой сын сбросит меня когда-нибудь в ущелье?
- Разумеется, сбросит, сынок мой, - ответил старик. - С тобой твой сын
обойдется так же, как ты обошелся со мной.
- Скажи на милость,- развел руками его сын. - А мне это и в голову не
приходило.
Он сразу же повернул назад и отнес отца домой. И с того дня исчез этот обычай.
ВОЛК-ЯБЕДНИК
Афганская сказка
Было или не было, однажды тигр, падишах зверей, заболел. Насморк! Известно, от
этой болезни не умирают. Но испортилось настроение повелителя - а это
смертельно опасно для подданных. Поэтому все звери, как один, явились к тигру,
чтобы засвидетельствовать ему свою преданность. И только лиса не явилась.
Тигр, который в этот день не желал ничего видеть дальше своего носа,
вероятно, не заметил бы ее отсутствия, если бы не волк.
- О государь! — зашептал волк в тигриное ухо. - Все звери явились, чтобы
сказать: «Будь здоров!» - едва ты чихнешь. И только голоса лисы не слышно...
Тигр разгневался и приказал представить лису пред свои светлые желтые очи.
Узнала об этом лиса и сама поскорей прибежала к тигру.
- Рыжая тварь! - зарычал повелитель. - Все звери как звери, пришли меня
проведать, а ты?
- Не сердись, о государь, - отвечала лиса.- Я как только узнала о твоем
недуге, сразу побежала искать лекарство.
- Ах так... - смягчился тигр. - И нашла что-нибудь?
- Да! Самое верное средство от насморка спрятано в задней левой пятке нашего
волка...
- Неужели? - удивился тигр. - Только смотри: если средство не подействует,
страшись!
Но лиса ничуть не страшилась. Ведь насморк - это такая болезнь: лечи ее чем
угодно, только поскорее, а то сама пройдет!
Через несколько дней идет лиса по лесу, а навстречу ей волк. На трех ногах!
Тут лиса ему сказала:
- Запомни, друг мой: ябедник подобен тому, кто плюет в небо, а потом
удивляется - что это за роса упала ему на голову...
В. Бианки
ТЕРЕМОК
Пусть постановщики и исполнители сами придумают элементы декорации,
детали костюмов и характерные движения персонажей.
Чтец. Стоял в лесу дуб. Толстый-претолстый, старый-престарый.
Дятел. Прилетел Дятел пестрый, шапка красная, нос вострый. По стволу
скок-поскок, носом стук-постук,— выстукал, выслушал и давай дыру долбить.
Долбил-долбил, долбил-долбил - выдолбил глубокое дупло. Лето прожил, детей
вывел — и улетел.
Чтец. Миновала зима, опять лето пришло. Узнал про то дупло Скворец.
Скворец. Прилетел. Видит дуб, в дубу дырка.
Чтец. Чем Скворцу не теремок? Спрашивает:
Скворец. Теремок-теремок, кто в тереме живет?
Чтец. Никто из дупла не отвечает, пустой стоит терем.
Скворец. Натаскал Скворец в дупло сена да соломы, стал в дупле жить,
детей выводить.
Чтец. Год живет, другой живет - сохнет старый дуб, крошится—больше
дупло, шире дыра. На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч.
Сыч. Прилетел. Видит: дуб, в дубу дырка с кошачью голову.
Чтец. Спрашивает:
Сыч. Терем-теремок, кто в тереме живет.
Скворец. Жил Дятел пестрый, нос вострый, теперь я живу
-Скворец,—первый в роще певец. А ты кто?
Сыч. Я - Сыч. Попадешься мне в когти - не хнычь. Ночью прилечу - цоп! -
и проглочу. Ступай-ка из терема вон, пока цел!
Скворец. Испугался Скворец Сыча, улетел.
Сыч. Ничего не натаскал Сыч, стал так в дупле жить: на своих на
перышках.
Чтец. Год живет, другой живет, - крошится старый дуб, шире дупло. На
третий год узнала про дупло белка.
Белка. Прискакала. Видит дуб, в дубу - дырка с собачью голову.
Чтец. Спрашивает:
Белка. Терем-теремок, кто в тереме живет?
Сыч. Жил Дятел пестрый, нос вострый, жил Скворец - первый в роще
певец, теперь я живу - Сыч. Попадешь мне в когти: - не хнычь. А ты кто?
Белка. Я - Белка. По ветвям скакала, по дуплам сидела. У меня зубы
долги, востры, как иголки. Ступай из терема вон, пока цел!
Сыч. Испугался Сыч Белки, улетел.
Белка. Натаскала Белка моху, стала в дупле жить.
Чтец. Год живет, другой живет - крошится старый дуб, шире дупло. На
третий год узнала про дупло Куница.
Куница. Прибежала. Видит: дуб, в дубу - дыра с человечью голову.
Чтец. Спрашивает:
Куница. Терем-теремок, кто в тереме живет?
Белка. Жил Дятел пестрый, нос вострый, жил Скворец - первый в роще
певец, жил Сыч - попадешь к нему в когти - не хнычь, теперь я живу - Белка -
по ветвям скакалка, по дуплам сиделка. А ты кто?
Куница. Я Куница - лесная хищница. Я страшней Хоря, со мной не спорь
зря. Ступай-ка из терема вон, пока цела.
Белка. Испугалась Белка куницы, ускакала.
Куница. Ничего не натаскала Куница, стала так в дупле жить: на своей
шерстке.
Чтец. Год живет, другой живет - крошится старый дуб, шире дупло. На
третий год узнали про дупло пчелы.
Пчелы. Прилетели — ж-ж-ж-ж-ж. Видят: дуб, в дубу - дыра с лошадиную
голову. Круж-ж-жат, жу-ж-ж-ж-ж-ж-ат.
Чтец. Спрашивают.
Пчелы. Ж-ж-ж! Терем-теремок, ж-ж-ж, кто в тереме ж-ж-ивет?
Куница. Жил Дятел пестрый - нос вострый, жил Скворец -первый в роще
певец, жил Сыч - попадешь к нему в когти - не хнычь, жила Белка - по ветвям
скакалка, по дуплам сиделка, теперь я живу -Куница, - лесная хищница. А вы
кто?
Пчелы. Ж-ж-ж. Мы пчелиный рой - друг за друга горой. Кружим,
ж-ж-уж-ж-им, ж-жалим, грозим большим и малым. Ж-ж-ж, ступай-ка из терема вон,
ж-ж-ж, пока цела!
Куница. Испугалась Куница пчел, убежала.
Пчелы. Натаскали пчелы воску, стали в дупле жить.
Чтец. Год живут, другой живут - крошится старый дуб, шире дупло. На
третий год узнал про дупло Медведь.
Медведь. Пришел. Видит: дуб, в дубу - дырища в целое окнище. Спрашивает
(ревет низким голосом):Терем-теремок, кто в тереме живет?
Пчелы. Ж-ж-жил Дятел пестрый - нос вострый, ж-ж-жил Скворец - первый в
роще певец, ж-ж-жил Сыч - попадешь к нему в когти - не хнычь, ж-ж-жила Белка -
по ветвям скакалка, по дуплам сиделка, ж-ж-жила Куница - лесная хищница,
теперь мы ж-ж-жи-вем - пчелиный рой - друг за друж-ж-ж-ку горой. А ты кто?
Медведь. А я Медведь, Мишка, вашему терему крышка!
Чтец. Влез на дуб, просунул голову в дупло.
Медведь. Да ка-а-ак нажмет!
Чтец. Дуб-то пополам и расселся, а из него...
Медведь. Считай-ка, сколько лет копилось:
Куница. Шерсти,
Медведь (перебивая)... да сена,
Пчелы (перебивая)... ж-ж-ж, да воску,
Белка (перебивая)... да моху,
Скворец (перебивая)... да пуху,
Сыч (перебивая)... да перьев,
Дятел (перебивая))... да пыли,
Все (вместе)... да пых-х-х!..
Чтец. Теремка-то и не стало.
|