|
Пожар
Наташа
любила театр с самого раннего детства. Может быть потому, что окна ее дома
выходили на окна театра, и день за днем она видела ту предпраздничную
атмосферу, которая сопутствует началу каждого спектакля. Принаряженных
зрителей, несущих букеты цветов, поиски лишних билетиков, тревожное ожидание
встречи с Чудом, которое, может, останется на всю жизнь.
Театр,
рядом с которым жила Наташа, был детским, поэтому она часто видела
взволнованных мальчишек и девчонок, крепко держащихся за мамину руку. Когда
подросла, записалась в театральный актив, и уже на правах хозяйки дежурила на
дневных спектаклях – особенно много работы было на новогодних праздниках,
когда активисты, наряжались в лесных зверюшек, составляя компанию деду Морозу
и Снегурочке… О, этот заманчивый дух закулисья, где в воздухе слово витает
атмосфера счастья…
Понятно, никаких сомнений в будущей профессии у нее не было: она будет
актрисой и только актрисой!
Ей
всегда было интересно, что же происходит на сцене, когда спектакль
заканчивается, в зале гаснет свет, а актеры снимают грим и расходятся по
домам?
И вот
однажды… Однажды после вечернего спектакля для подростков она поднялась на
сцену, которая казалось ей огромной, пустой и холодной… Когда-нибудь она
будет выступать здесь и станет великой актрисой – такой как Ермолова или
Комиссаржевская, о которых она читала в книжках. Но вдруг она услышала
какой-то шорох и спряталась за королевский трон, оставшийся после спектакля.
На
сцене собирались люди.
– Я
собрал вас, господа, – сказал один из них – бледный красивый юноша с лицом,
искалеченным шрамами, – чтобы открыть наше очередное совещание…
–
Брось, Артур, – перебил его другой юноша, в мушкетерской одежде со шпагой, –
называй нас всех товарищами, – мы, конечно, собрались здесь из разных эпох и
стран, но, тем не менее, многие годы были с вами товарищами по общему делу. Мы
появлялись каждый вечер на сцене, чтобы вдохновлять наших зрителей, заставлять
их думать, страдать, восхищаться, наслаждаться театральным действом. Иногда у
нас получалось это хорошо, даже, без ложной скромности скажу, очень хорошо,
иногда не очень – не все артисты и режиссеры одинаково талантливы, но мы
делали одно общее дело и были счастливы. А что сейчас? Нас покинули артисты, я
кое-как нашел свой мушкетерский мундир, проеденный молью и эту проржавевшую
шпагу, чтобы придти на это совещание в форме. А что творится за пределами
театра? Дети почти перестали к нам ходить. Они проводят время в компьютерных
клубах и подворотнях, а вместо того, чтобы читать книги и думать о высоком,
смотрят с утра до вечера телевизор… Взрослые забыли о возвышенных идеях и
главным для них стали деньги.
Тут
Наташа поняла, что на сцене собрались герои всех ее любимых спектаклей. Овод,
д’Артаньян, Мастер и Маргарита, Ромео и Джульетта, Золушка, Белоснежка в
сопровождении семи гномов, Митрофанушка со своими учителями Вральманом и
Цыфиркиным, Тимур и его команда.
– Я
согласна, – сказала Маргарита, – действительно, в жизни сегодня творится черт
знает что. В случае необходимости, можно послать телеграмму Воланду, он
приедет со всей своей свитой и со всей этой перестройкой быстро разберется...
Сумел же он провести некоторые преобразования в Москве в 30-е годы…
– Ну
зачем же так сразу Воланд… – перебила ее Белоснежка, – возможно, что-то
сделать и в наших силах, вот мы тут с гномами посоветовались…
–
Любовь и только любовь, – сказал Ромео, – только она в состоянии спасти мир
от надвигающейся на него чумы нелюбви, жадности и корыстолюбия…– и крепче
обнял Джульетту.
– А на
мой взгляд, не так уж все и плохо, – пожал плечами Митрофанушка. – Теперь,
наконец, я могу не учиться, а жениться. На дочке банкира. А за диплом заплачу.
Причем, за самый престижный…
–
Прав, Митрофан, прав, – поддержали своего ученика Вральман и Цифиркин, – а нам
уже пора уйти на заслуженный отдых и заняться репетиторством. Митрофанушек
сегодня развилось великое множество, работы хватит…
– А
как же те великие идеи, за которые сражался театр? – возмутился Артур-Овод. –
Неужели зря каждый вечер я страдал, когда меня вели на расстрел? Я был уверен,
что юные зрители меня любят, что они вырастут добрыми, честными,
справедливыми, патриотами своей родины… А не эгоистами, для которых важно
лишь собственное процветание.
– Увы,
– согласился д’Артаньян, – девиз «сам погибай, а товарища выручай», совсем
забыт. Лжецов, воров и приспособленцев сегодня больше чем гвардейцев
кардинала, хотя мы с Атосом, Портосом и Арамисом, конечно, готовы в любой
момент вызвать их на дуэль!
–
Успокойся, д’Артаньян, – ситуацию в свои руки решила взять Золушка… Главное,
давайте хорошо подумаем. Не может быть так, чтобы не было выхода из
создавшегося положения… В конце концов, у нас есть Фея и Паж, за это время он
уже многому научился…
–
Брось ты эти свои сказки, – ни одной Фее сегодня не справиться с ситуацией, –
сказал Тимур. – Но мы не должны падать духом. Мы не можем предавать своих
учителей – Гайдара, Шарля Перро, Дюма, Фонвизина, Булгакова, Шекспира, в конце
концов… Не может быть, чтобы люди забыли, что они люди и думали только о
деньгах, а не о благородных делах... Вперед, моя команда!
Ночной
спор затянулся… И никто не заметил, как механик сцены, уходя из театра, кинул
окурок мимо урны, и театр загорелся. Горели деревянные декорации, реквизит из
папье-маше, горели фойе с портретами актеров и старый потрепанный занавес…
Если бы внимательный наблюдатель присмотрелся к пожару, он наверняка бы
заметил призрачные силуэты, поднимающиеся над ним. А возможно, это дым
принимал такие причудливые очертания. Здание театра было очень старым и давно
не ремонтировалось, противопожарная система не функционировала. Приехавшие на
вызов жильцов соседнего дома пожарные ничего сделать уже не смогли.
Когда
Наташа проснулась рано утром и по привычке выглянула в окно, на месте его
любимого театра было только пепелище…
Потом
театру дали новое здание, а когда он там не прижился, актеры перебрались в
другое… Место, на котором располагался театр, огородили забором, там строится
очередной в городе торговый центр.
Наташа
выросла и в новый детский театр она уже не ходит. Теперь она – постоянная
зрительница взрослого театра, потому что тот, кто полюбил театр с детства,
остается верным ему всю жизнь. На экзаменах в театральный институт она
провалилась – никаких способностей у нее не обнаружилось, она поступила в
университет иностранных языков и получила специальность переводчицы
французского. Только иногда она вытаскивает из своего тайного закутка толстую
папку с театральными программками и перебирает их… И ей кажется, что ее
любимые герои Овод и д’Артаньян, Золушка и Маргарита, Тимур и Белоснежка
разговаривают с ней…
Кто
знает, может, вместе с театром они перебрались на новую сцену, и по-прежнему
проводят там свои совещания, по-прежнему надеются, что их труд не был
напрасен, что Любовь, Доброта, Красота, Справедливость в нашей жизни
восторжествуют…
| |