Индира Зарипова
Вспомним мудрого дурака
В своей замечательной работе «Иное царство» и его искатели в русских народных
сказках» Е. Трубецкой писал: «Вспомним мудрого Дурака! Другие, рассудительные
люди, возлагают свои упования на денежную силу; дурак же цены деньгам не знает,
золото не ставит ни в грош; часты случаи, когда в уплату за произведенную работу
он берет вместо денег котенка или щенка. Проходит время и оказывается, что
котенок и впрямь нужнее золота.. Дурак как бы угадывает мудрость».
«Элементарное мышление - по Швейцеру - исходит из фундаментальных вопросов
отношения человека к миру, смысла жизни и сущности добра. Оно - мышление -
непосредственно связано с движением мысли каждого человека. Оно восходит к ней,
расширяет и углубляет ее».
Сказка, как правило, образование глубоко метафизическое. И эта философичность,
метафизика, дыхание вечности и делают ее вечной. Сказка - по
происхождению - один из стержневых элементов народной культуры (я имею в виду
сказку во всех ее формах: былины, эпосы, легенды...), той самой культуры,
которую мы с вами, вслед за замечательным философом Мерабом Мамардашвили,
называем «ноогенной машиной», «конструктивной формой», помогающей родиться
«живой мысли», а значит, являющейся одним из лекарств против хвори XX - XXI
столетий - деантропологизации (расчеловечивания).
На своих лекциях по философии я часто говорю о культуре «второго рождения».
Обращаюсь за «иллюстрациями» к Евангелию, «Божественной комедии», «Войне и миру»
(«второе рождение» Пьера Безухова), к «Красному и черному» Стендаля...
Давайте обратимся к былине «Илья Муромец»:
«Все раздумывал Микула, приговаривал:
«Молоденок ты, несмышленыш, Илья,
А осмыслить тебе это надо бы.
Перед этой судьбой в этот час роковой
На завет на такой на нею жить положись:
Кем бы ты ни стал, по ни делал бы,
Не пекись о корысти своей, выгоде,
А берись, Илья, за такие дела,
Чтобы славные были да великие,
Чтобы всем от них было радостно,
Чтобы не ты собой, а только люди тобой
По делам бы гордились по великим твоим!
Вот тогда ты любую тягу вытянешь...»
Намеренно не цитирую тот абзац былины, который люди моего поколения знают с
детства: «тридцать лет и три года, от самого рождения, сидел он сиднем, не
двигаясь». Ну, откуда эта прозорливость народная, ведь - мы знаем - «дата»
второго рождения - возраст Христа-Данте (33-35 лет.)
Мы
знаем, что рождение «нового человека» из «ветхого» осуществляется через
преодоление страстей, в особенности, через преодоление жадности. У Данте в
«Божественной комедии» волчица — как олицетворение корысти-жадности и гордыни. А
разве не об этом говорит Микула Селянинович Илье?
Общеизвестно, что человечество все-таки обладает (пока!) какой-то непостижимой
способностью создавать те духовные ценности, утрату которых ощущает. Вероятно,
этим объясняется и появление знаменитой притчи «Чайка по имени Джонатан
Ливингстон» Ричарда Баха, и невероятный успех этой истории-сказки, который
длится уже 33 года и начинает напоминать славу андерсеновских историй. Отрадно,
что и нынешние молодые восприняли эту сказку.
Я
представляю вашему вниманию сказки студентов юридической академии, написанные
ими после прослушивания лекции «Философия и сказки». Конечно, я ни в коем случае
не хочу своих студентов сбить с толку, направить их вместо выбранного ими пути
в писатели, журналисты или сказочники. Дело совсем в другом. Мне важно
разбудить в каждом из них живую мысль, заставить их думать, размышлять над
вечными ценностями бытия: бескорыстием, верностью, красотой, щедростью,
мудростью, над тем, без чего человек не может оставаться Человеком.
Ну а как это получилось, судить читателям. |